ЗАНИМАЕМСЯ СПОРТОМ И ИГРАЕМ!
создание и использование нестандартного оборудования на занятиях физкультурой
Степанова Снежана Валентиновна
инструктор по физкультуре
МБДОУ детский сад № 6
Физкультурное и спортивно-игровое оборудование является необходимой составной частью развивающей предметной среды ДОУ. Разнородность предметной среды давно стала важным источником знаний детей, средством их физического и интеллектуального развития.
Дети дошкольного возраста очень любят нетрадиционное физкультурно-игровое оборудование.
Разнообразие физкультурных пособий вызывает у ребёнка интерес к движениям, обогащает его двигательный опыт, предупреждает развитие двигательных стереотипов, развивает творческие способности, умение использовать пособия в самостоятельной двигательной и игровой деятельности. Новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним.
Разнообразие физкультурного оборудования и рациональное использование его создаёт наиболее благоприятные условия для организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и оптимизации двигательной активности дошкольников.
Для развития спортивно-игровой среды изобретается, создаётся новое, особое, нестандартное и модульное оборудование, помогающее полноценному физическому и психическому развитию ребёнку-деятелю, ребёнку-исследователю.
Применение нестандартных и модульных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны в знакомые движения, позволяет шире использовать различные упражнения, варьировать задания, создавать новые варианты двигательных разминок, полос препятствий, подвижных игр, эстафет.
Нестандартное оборудование, как и модульное, объединяет физкультуру с игрой, что создаёт условия для наиболее полного самовыражения ребёнка в двигательной деятельности.
Можно ли без особых затрат обновить игровой физкультурный инвентарь?
Если у вас есть желание что-то делать своими руками и немного фантазии, вы легко справитесь с этой задачей.
Всё гениальное просто!
Нестандартное оборудование – это добротные, красочные, привлекающие внимание детей, радующие их глаз, вызывающие желание заниматься, доставляющие радость и удовольствие – пособия.
Для изготовления пособий используются деревянные отходы, фанера, плотная ткань, дерматин или клеёнка, поролон, пенопласт или бросовый ненужный материал, пластмассовые бутылки, использованные фломастеры, футляры от «киндер-сюрпризов» и др.
Несмотря на кажущуюся простоту, изготовление нестандартного оборудования требует творческой выдумки, фантазии, большого энтузиазма и одновременно приносит удовлетворение от конечных результатов своего труда.
Использование нестандартного оборудования и пособий способствует комплексному физическому воспитанию и закреплению достижений коррекционно-восстановительной работы, у детей развивается зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика и мускулатура, активизируются зрительные функции.
Дети дошкольного возраста очень любят нетрадиционное физкультурно-игровое оборудование. Одно дело выполнять упражнения для «поддержания здоровья», и совсем другое – помогать сказочным героям, преодолевать препятствия, участвовать в сюжетной игре. Вот несколько вариантов такого оборудования:
Физкультурно-игровое оборудование
«Дорисуй» - на стену крепятся кружки с крючками. Внутри каждого кружочка изображены «рожицы» с различными эмоциями (радость, гнев, печаль и т.п.). Ребёнку нужно определить эмоциональное состояние персонажа и бросить соответствующий крючок.
«Радуга» - висящие разноцветные ленты – используются для проведения общеразвивающих упражнений в подгруппе и для подвижных игр.
«Моталочка» - ребёнок старается быстрее всех намотать на палочку ленту и добраться до игрушки – пособие развивает мелкую моторику рук.
«Туннель» - большой кусок ткани сшивается так, чтобы образовалась «труба», в которую с двух сторон вставляются обручи. можно использовать в эстафетах.
«Гантели-конфеты» - пластиковые бутылки с песком, водой, горохом и т.п., завернутые в яркую ткань и оформленные в виде конфет. Используются для силовых упражнений, как обычные гантели.
«Удав» («Гусеница») - длиной 4,5 м сшит (можно склеить) из кожвинила и набит поролоном. что делает его гибким – для ходьбы по удаву (гусенице), измерения его длины «с помощью 38 попугаев»; для прыжков через него в прямом направлении и «змейкой».
«Кольцеброс» - состоит из колец и частей пластиковых бутылок с цифрами на крышечках, закреплённых на трапециевидной поверхности – развивает глазомер, координацию движений, ловкость – дети поочерёдно набрасывают кольца на бутылки, суммируя набранное количество баллов.
«Лыжи» - в пластиковых бутылках вырезать углубления для ног и они становятся похожи на маленькие лыжи.
«Городки» - втулки от туалетной бумаги обклеенные цветной бумагой.
«Дорожка здоровья» - в различных вариантах применяется для профилактики плоскостопия у детей:
- дорожка-ящик представляет собой разделенный на ячейки ящичек; первая ячейка наполнена горохом, вторая – керамзитом, третья – гладкими камнями небольших размеров;
- «дорожка-здоровья» - нашитые на плотную ткань изображения следов с пугавицами посередине, «следы», набитые мелкими камешками, канат;
- «дорожки здоровья» - состоят из различных «следов» (набитых песком, горохом, фасолью, рисом, большими и мелкими камнями и др.), канатов разных диаметров, ребристых досок, массажных ковриков и т.д.
Всё дело в … крышке
«Канаты из крышек» - на прочную нить нанизываются крышки от пластиковых бутылок разного цвета - для перепрыгивания; для подлезания; для перебрасывания мяча, для ходьбы по канату (при этом массируются стопы ног).
«Массажёр» - цветные крышки скрепляют между собой и используют, как массажёр;
«Сухой аквариум» - набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике или коробке – снятие напряжения, усталости, развитие мелкой моторики рук
- «Купание» рук в «сухом аквариуме», погружение в крышки кистей рук, рук по локоть, по плечи, шуршание крышками;
- Детям предлагается рассыпать крышки и собрать в «аквариуме», снова рассыпать и собрать, и так несколько раз;
- «Чьи бусы длиннее» («Три змейки», «Паровозик с вагончиками», «Дорожки», «Мостик» и т.п.). Дети выкладывают на полу цветочки из крышек одного цвета или чередуя цвета;
- Строительство пирамид, башенок, арок, ворот, города будущего и т. п. Выяснять что выше, чья постройка выше или ниже. Дети строят пирамиды, ставя крышки друг на друга: «Кто выше? Чья выше?» и т.д.
«Наполни бутылку» - можно играть, как с одним ребёнком, так и с группой детей – развитие внимания, памяти, мелкой моторики рук
- Ребёнку даётся закрытая крышечкой бутылка и набор разноцветных крышек. Он должен наполнить бутылку крышками того же цвета, что и крышка на ней самой. Если собирается несколько играющих, то проводится игра «Кто быстрее наполнит бутылку»;
- Наполнить бутылку крышками заданной цветовой гаммы или подобрать крышки по настроению, по погоде; любимого цвета и наполнить ими бутылку;
- Детям предлагаются различные по величине бутылки. В итоге устанавливается зависимость вмещающегося количества крышек от величины бутылок;
- Наполнить бутылки крышками, используя для этого различные предметы: ложки, палочки, крючки, петли, пинцеты и т. п.
«Серсо» - из пластиковой бутылки сделать воронку и прикрепить к ней на верёвочке крышку – развитие внимания, глазомера, умения регулировать движения, воспитание терпения.
- Поймать крышку на верёвочке в бутылочку воронку правой, левой рукой. Какая рука поймает больше крышек за 1 минуту?
- Поймать поочерёдно все крышки, удерживая в воронке уже пойманные.
- Поймать одновременно две или больше крышек в воронку.
- Ловить воронкой крышки, которые бросает другой ребёнок с определённого расстояния.
«Накормим птенца» - к обрезанным пластиковым бутылкам приклеить глазки и клювики (это птенцы), все разного цвета и много разноцветных крышек – обучение метанию в цель, развитие глазомера, мелкой моторики рук.
- Кормить «птичку». Зёрнышки должны быть такого же цвета, как и сама птичка;
- Метание из положения сидя, стоя, стоя на коленях;
- Метание с расстояния до 1 метра правой, левой рукой, соревнуясь друг с другом. Количество попаданий засчитывается как количество очков.
|