Диагностика готовности ребёнка к началу школьного обучения
в работе педагога-психолога ДОУ
педагог-психолог
Димакова Н.Г.
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому существенное место в работе с детьми седьмого года жизни занимает подготовка к школе. Исследование готовности ребёнка к началу школьного обучения – один из важнейших компонентов такой работы.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения.
Диагностика готовности детей к началу школьного обучения входит в структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Она проводится в ДОУ два раза в год с детьми подготовительных к школе групп: в начале и конце учебного года (сентябрь, апрель) педагогом-психологом, воспитателями и специалистами.
Определяя важнейшие компоненты и показатели готовности, методы их исследования, мы исходили из необходимости соблюдения ряда условий.
- Показатели, определённые для исследования, должны учитывать планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, указанные в федеральных государственных требованиях в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства науки и образования от 23.11.2009 № 655):
- Физически развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками
- Любознательный, активный
- Эмоционально отзывчивый
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
- Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
- Овладевший необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности
Наиболее полно, на наш взгляд, эти результаты отражены в «Карте-характеристике готовности ребёнка к началу школьного обучения» Р.В. Овчаровой (Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996). С незначительными дополнениями данная «Карта» взята за основу.
Психосоциальная готовность
|
Интеллектуальная готовность
|
Психофизиологическая готовность
|
1 – развитие общения со взрослыми
|
1 – развитие кругозора
|
1 – развитие фонематич. слуха и звукопроизношения
|
2 – развитие общения со сверстниками
|
2 – развитие связной речи
|
2 – объём зрительного восприятия
|
3 – организованность поведения
|
3 – познавательная активность
|
3 – зрительно-моторная координация
|
4 – мотивационная готовность
|
4 – развитие интеллектуальных умений
|
4 – развитие мелкой моторики
|
5 – желание учиться
|
5 – произвольность деятельности
|
5 – координация движений, телесная ловкость
|
- Методы исследования основных показателей готовности выпускников к обучению в школе должны быть подобраны таким образом, чтобы их применение позволяло получить необходимый объём информации в оптимальные сроки.
- Кроме того, необходимо сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Разработанный нами диагностический блок (см. Приложение) учитывает эти условия:
- Для оценки познавательной активности, развития кругозора, общения со взрослыми и сверстниками, организованности поведения используется метод наблюдения, проводимого воспитателями в группе
- Координация движений, телесная ловкость оцениваются методом наблюдения совместно инструктором по ФК и воспитателем.
- Мотивационная готовность, развитие фонематического слуха и звукопроизношения, объём зрительного восприятия, зрительно-моторная координация определяются тестовым методом педагогом-психологом.
- Такие показатели, как развитие интеллектуальных умений, произвольность деятельности, развитие речи, развитие мелкой моторики оцениваются совместно воспитателем и педагогом-психологом на основе наблюдения (воспитатель) и тестирования (психолог).
По каждому компоненту (психосоциальная, интеллектуальная, психофизиологическая готовность) выводится общая оценка уровня развития:
ур.р.выше среднего
средний ур.р.
ур.р.ниже среднего
|
– большинство показателей высокого уровня
– большинство показателей среднего уровня
– большинство показателей низкого уровня
|
Делается вывод о готовности ребёнка к началу школьного обучения:
к школе готов
к школе условно готов
к школе не готов
|
– все компоненты ур.р. выше среднего, среднего
– один компонент ур.р. ниже среднего
– более одного компонента ур.р. ниже среднего
|
Заполняются итоговые таблицы по ДОУ
Компоненты
готовности к школе
|
группа д/сада
|
ур. выше ср.
чел. (%)
|
средний ур.
чел. (%)
|
ур. ниже ср.
чел. (%)
|
Психосоциальная
готовность
|
|
|
|
|
итого
|
|
|
|
Интеллектуальная
готовность
|
|
|
|
|
итого
|
|
|
|
Психофизиологическая готовность
|
|
|
|
|
итого
|
|
|
|
Уровень
готовности к школе
|
группа
(кол-во чел.)
|
группа
(кол-во чел.)
|
группа
(кол-во чел.)
|
Итого
(кол-во чел.)
|
К школе
готовы
|
|
|
|
|
К школе
условно готовы
|
|
|
|
|
К школе
не готовы
|
|
|
|
|
- Данный выбор компонентов и показателей готовности к началу школьного обучения позволяет определить направление психолого-педагогического воздействия на детей, имеющих недостаточное развитие того или иного компонента, и уточнить конкретное содержание коррекционно-развивающей программы.
На основе диагностики педагогом-психологом формируются две группы детей, одна из которых направлена на формирование психосоциальной готовности к школе, а другая – интеллектуальной и психофизиологической.
- Ещё одно важное условие, которое позволяет учитывать данная диагностика – возможность на её основе грамотно строить работу с родителями. Понятие школьной готовности раскрывается на родительском собрании, доступно описывается значение каждого компонента и показателя. Родители получают индивидуальные результаты диагностики на своего ребёнка, рекомендации по развитию школьнозначимых функций.
Данная модель диагностики применяется в нашем ДОУ более 10 лет, признана нами наиболее приемлемой и эффективной.
Литература
1.Афонькина Ю.А. и др. Диагностическая программа в системе предшкольного образования: Методическое пособие для педагогов-психологов образовательных учреждений. – Мурманск: МОИПКРОиК, 2006
2.Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2003
3.Дети-сироты: консультирование и диагностика развития./ под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998
4.Диагностика готовности ребёнка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ под ред. Н.Е. Вераксы – М.: 2007
5.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996
6.Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу/ под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой – Ярославль, 2006 |