Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
184430 Мурманская обл., Печенгский район, г. Заполярный, ул. Крупской 10а, тел. 8(81554)3-89-72, 8(81554)3-98-21, e-mail: dsvetlyachok69@mail.ru
Вторник, 30.04.2024, 06:01
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 6"
 
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
 ИНФОРМАЦИЯ 
 ЛОГОПУНКТ ДОУ
 Спутник

мы ещё и в






Главная » Статьи » Наш опыт работы (статьи)

Диагностика готовности ребёнка к началу школьного обучения в работе педагога-психолога ДОУ

Диагностика готовности ребёнка к началу школьного обучения

в работе педагога-психолога ДОУ

педагог-психолог

Димакова Н.Г.

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому существенное место в работе с детьми седьмого года жизни занимает подготовка к школе. Исследование готовности ребёнка к началу школьного обучения – один из важнейших компонентов такой работы.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения.

Диагностика готовности детей к началу школьного обучения входит в структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Она проводится в ДОУ два раза в год с детьми подготовительных к школе групп: в начале и конце учебного года (сентябрь, апрель) педагогом-психологом, воспитателями и специалистами.

Определяя важнейшие компоненты  и показатели готовности, методы их исследования, мы исходили из необходимости соблюдения ряда условий.

  1. Показатели, определённые для исследования, должны учитывать планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, указанные в федеральных государственных требованиях в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства науки и образования от 23.11.2009 № 655):
  • Физически развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками
  • Любознательный, активный
  • Эмоционально отзывчивый
  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
  • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
  • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе
  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
  • Овладевший необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности

Наиболее полно, на наш взгляд, эти результаты отражены в «Карте-характеристике готовности ребёнка к началу школьного обучения» Р.В. Овчаровой (Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. –  М.: ТЦ «Сфера», 1996). С незначительными дополнениями данная «Карта» взята за основу.

Психосоциальная готовность

Интеллектуальная готовность

Психофизиологическая готовность

1 – развитие общения со взрослыми

1 – развитие кругозора

1 – развитие фонематич. слуха и звукопроизношения

2 – развитие общения со сверстниками

2 – развитие связной речи

2 – объём зрительного восприятия

3 – организованность поведения

3 – познавательная активность

3 – зрительно-моторная координация

4 – мотивационная готовность

4 – развитие интеллектуальных умений

4 – развитие мелкой моторики

5 – желание учиться

5 – произвольность деятельности

5 – координация движений, телесная ловкость

  1. Методы исследования основных показателей готовности выпускников к обучению в школе должны быть подобраны таким образом, чтобы их применение позволяло получить необходимый объём информации в оптимальные сроки.
  2. Кроме того, необходимо сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Разработанный нами диагностический блок (см. Приложение) учитывает эти условия:

  • Для оценки познавательной активности, развития кругозора, общения со взрослыми и сверстниками, организованности поведения используется метод наблюдения, проводимого воспитателями в группе
  • Координация движений, телесная ловкость оцениваются методом наблюдения совместно инструктором по ФК и воспитателем.
  • Мотивационная готовность, развитие фонематического слуха и звукопроизношения, объём зрительного восприятия, зрительно-моторная координация  определяются тестовым методом педагогом-психологом.
  • Такие показатели, как развитие интеллектуальных умений, произвольность деятельности, развитие речи, развитие мелкой моторики оцениваются совместно воспитателем и педагогом-психологом на основе наблюдения (воспитатель) и тестирования (психолог).

 

По каждому компоненту (психосоциальная, интеллектуальная, психофизиологическая готовность) выводится общая оценка уровня развития:

ур.р.выше среднего

средний ур.р.

ур.р.ниже среднего

– большинство показателей высокого уровня

– большинство показателей среднего уровня

– большинство показателей низкого уровня

Делается вывод о готовности ребёнка к началу школьного обучения:

к школе готов

к школе условно готов

к школе не готов

– все компоненты ур.р. выше среднего, среднего

– один компонент ур.р. ниже среднего

– более одного компонента ур.р. ниже среднего

Заполняются итоговые таблицы по ДОУ

Компоненты

готовности к школе

группа д/сада

ур. выше ср.

чел. (%)

средний ур.

чел. (%)

ур. ниже ср.

чел. (%)

Психосоциальная

готовность

 

 

 

 

итого

 

 

 

 Интеллектуальная

готовность

 

 

 

 

итого

 

 

 

Психофизиологическая готовность

 

 

 

 

итого

 

 

 

 

Уровень

готовности к школе

группа

(кол-во чел.)

группа

(кол-во чел.)

группа

(кол-во чел.)

Итого

(кол-во чел.)

К школе

готовы

 

 

 

 

К школе

условно готовы

 

 

 

 

К школе

не готовы

 

 

 

 

 
  1. Данный выбор компонентов и показателей готовности к началу школьного обучения позволяет определить направление психолого-педагогического воздействия на детей, имеющих недостаточное развитие того или иного компонента, и уточнить конкретное содержание коррекционно-развивающей программы.

На основе диагностики педагогом-психологом формируются две группы детей, одна из которых направлена на формирование психосоциальной готовности к школе, а другая – интеллектуальной и психофизиологической.

  1. Ещё одно важное условие, которое позволяет учитывать данная диагностика – возможность на её основе грамотно строить работу с родителями. Понятие школьной готовности раскрывается на родительском собрании, доступно описывается значение каждого компонента и показателя. Родители получают индивидуальные результаты диагностики на своего ребёнка, рекомендации по развитию школьнозначимых функций.

Данная модель диагностики применяется в нашем ДОУ более 10 лет, признана нами наиболее приемлемой и эффективной.

Литература

1.Афонькина Ю.А. и др. Диагностическая программа в системе предшкольного образования: Методическое пособие для педагогов-психологов образовательных учреждений. – Мурманск: МОИПКРОиК, 2006
2.Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2003
3.Дети-сироты: консультирование и диагностика развития./ под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998
4.Диагностика готовности ребёнка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ под ред. Н.Е. Вераксы – М.: 2007
5.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. –  М.: ТЦ «Сфера», 1996
6.Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу/ под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой – Ярославль, 2006
Категория: Наш опыт работы (статьи) | Добавил: светлячок (27.09.2014) | Автор: Димакова Наталья Георгиевна
Просмотров: 2826 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 ОБЪЯВЛЕНИЯ

Уважаемые родители!

Записывайте детей в кружки и секции по ССЫЛКЕ

 
 РОДИТЕЛЯМ
 ПЕДАГОГАМ
Copyright MyCorp © 2024

Создать бесплатный сайт с uCoz