Формирование привычки к здоровому образу жизни у младших дошкольников
(презентация опыта работы)
воспитатель
Халбекова Светлана Викторовна
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем в нашей стране является сохранение и укрепление здоровья каждого члена общества. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Нет задачи важнее и сложнее, чем вырастить здорового человека.
С начала этого учебного года я работаю над вопросами формирования у дошкольников привычки к здоровому образу жизни. Начиная работу по этой теме, я поставила перед собой следующие цели и задачи:
- Сформировать у детей потребность к сохранению здоровья.
- Расширить и разнообразить взаимодействие детского сада и родителей в целях укрепления здоровья детей.
Младший дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для закладывания фундамента здоровья. На этом этапе важно сформировать у детей привычки, от которых формируется потребность к здоровому образу жизни.
Воспитание потребности к здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:
- Привитие культурно-гигиенических навыков.
- Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
- Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
- Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста.
Решение этой проблемы следует начинать с соблюдения режима дня, потому что режим дня - основа здорового образа жизни. В детском саду я стараюсь четко соблюдать его.
Свою работу по формированию у детей культурно гигиенических навыков я начала проводить, используя игровые персонажи: Мишку, Крокодила Крокодиловича, Доктора Айболита и др. Они вместе с детьми учились мыть правильно руки, не разбрызгивая воду, расчесываться своей расческой, аккуратно складывать вещи в шкафу. Персонажи хвалили ребят, поощряли, что вызывало стремление у детей все делать хорошо, правильно. Эти герои живут с нами в группе постоянно, и помогают мне проводить занятия и беседы: «Наши ручки», «Мое тело», «Подружись с зубной щеткой», игры-упражнения: «Зеркало», « В чьем шкафу поселился порядок», игры-соревнования «Накрой стол к чаю», « Кто первый оденется на прогулку». В результате дети без напоминаний моют руки после прогулки и туалета, перед едой, полощут рот после приема пищи.
Для формирования у малышей представлений о том, что полезно и что вредно для организма я так же обращаюсь за помощью к книге «Правила поведения для малышей», где подобраны яркие иллюстрации и стихи по теме.
Но гигиена – это не только мытье рук, но и другие мероприятия, направленные на сохранение здоровья. С этой целью я провожу различные упражнения: гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, самомассаж, психогимнастику, релаксацию.
Особое внимание обращаем на значимость для организма сна, прогулки, питания и других режимных процессов. Разработала план закаливающих мероприятий соответствующих возрасту детей.
В связи с климатическими условиями Севера возникает проблема малой подвижности, т.к. дети большую часть времени находятся в помещении. Для решения этой проблемы я разработала график двигательной активности детей в течение дня и недели, в котором отражены все моменты двигательной активности: утренней гимнастики, физкультурных занятий, физкультминуток. Пробуждающую гимнастику можно проводить не только в постели, но и при переходе из спальни в игровую или по дороге в туалет.
С помощью родителей я оформила физкультурный уголок нестандартным оборудованием для выполнения корригирующей гимнастики для осанки и профилактики плоскостопия.
Большое значение для двигательной активности имеют подвижные игры, которые очень нравятся детям. На прогулке дети занимаются так же самостоятельной двигательной активностью. В теплое время года провожу оздоровительный бег.
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. Для родителей оформлена папка: « Здоровый образ жизни семьи», в которой отражены советы относительно питания, сна, одежды ребёнка. С родителями проводятся беседы и родительские собрания, связанные с вопросами здорового образа жизни: «Воспитывайте полезные привычки с детства», «Правила на всю жизнь». Все медицинские и закаливающие процедуры я провожу только с согласия родителей.
Закончить свое выступление я хочу словами Василия Александровича Сухомлинского: "Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы". |