Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
184430 Мурманская обл., Печенгский район, г. Заполярный, ул. Крупской 10а, тел. 8(81554)3-89-72, 8(81554)3-98-21, e-mail: dsvetlyachok69@mail.ru
Вторник, 21.05.2024, 10:01
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 6"
 
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
 ИНФОРМАЦИЯ 
 ЛОГОПУНКТ ДОУ
 Спутник

мы ещё и в






Главная » Статьи » Наш опыт работы (статьи)

Не забывайте народные игры! (приобщение детей к истокам отечественной культуры)

Не забывайте народные игры!

(приобщение детей к истокам отечественной культуры

на основе русского народного фольклора и подвижных игр)

Степанова Снежана Валентиновна

инструктор по физкультуре

МБДОУ детский сад № 6

г. Заполярный Мурманской обл. 

Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и сознания себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.

Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

Ребенок должен играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Ребенок как губка впитывает поэзию народного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты,  так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша, а каждое поэтическое движение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности. Ведь движение – это жизнь.

Приступая к работе по теме «Не забывайте народные игры», я наметила следующую цель:

Приобщать детей к истокам отечественной культуры на основе русских народных подвижных игр.

Наполнить жизнь детей патриотическим и духовно-нравственным содержанием.

Определила задачи:

· Развивать интерес детей к народным играм.

· Совершенствовать двигательные навыки, умение согласовывать свои действия с другими детьми, соблюдать правила игр.

· Воспитывать нравственные качества: честность, взаимовыручка, дружелюбие.

  • Обогащать образно-эмоциональную сферу ребёнка, познание разнообразных жизненных явлений через использование подвижных игр и русского народного фольклора.

Для реализации этих задач потребовались изучение методической литературы и подбор фольклорного материала. Конечно, не обошлось без обращения в библиотеку и систематизации материала, который имеется в детском саду. В настоящее время накоплен достаточно обширный материал, спланировано его использование.

Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собиралась детвора вечером на деревенской улице, водили хороводы, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.

Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки.

Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству, особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу. 

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства. Игры дают воспитателю возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

Ребенок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведет к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию, создаст интерес к народному творчеству. 

Русские народные игры достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации.

Одни игры имеют сюжет, правила их тесно связаны с сюжетом («Гуси-гуси». «Хитрая лиса»). В играх типа «Лепка», «Горячее место» сюжет и роли отсутствуют, все внимание направлено на движение и правила.

Есть игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом, как в игре «Краски».

Конечно, больше любят дети игры, где нужно ловить друг друга. Ребенок должен показать в таких играх быстроту движений, ловкость, сообразительность («Кот и воробьи»), не менее интересны игры, требующие от детей быстроты реакции, выдержки («Заморожу»). А есть игры, которые требуют от детей творческой инициативы, фантазии, а заодно и хорошей координации движений.

Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт в навыках выразительной речи и выразительных движений. В любой русской игре есть обязательно водящий или ведущий.

На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и скороговорки. Водящего также можно выбрать жеребьевкой. Она применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии.

Привлекательны для детей в русских играх и различные попевки.

Как известно, в древние времена взрослые не руководили детскими играми. Младшие дети учились играть среди старших детей. Учились сами проводить игру, чтобы потом уметь налаживать и взрослые дела.

Если взрослый сам будет проводить игры или рекомендовать, кого лучше выбрать на роль – то смысла в такой игре совсем не будет. Дети будут учиться быть исполнителями, а не творцами.

Игра и так является добрым учителем и сама поведет детей в правильном направлении.

Сегодня нам взрослым надо помнить, что игра для детей – не просто отдых, а наука, которая может приносить радость. И поэтому относиться к игре надо очень серьезно, не забывая, что каждое движение, каждое слово, звук и зрительный образ в детском возрасте формируют человеческое сознание.

Роль взрослого, прежде всего, состоит в том, чтобы ознакомить детей с игрой, наглядно продемонстрировать определенные действия, выучить с детьми песню, слова, соответствующие танцевальные движения и следить за соблюдением правил игры.

В методике обучения народными играми руководствуюсь принципами дидактики. Это, прежде всего, воплощается в осознанном восприятии игры детьми и активном участии в ней, в проявлении инициативы и элементов творчества.

Народные игры систематически применяю в детской практике, учитывая во время их подбора возрастные и половые особенности, психологический, физический и организационный уровень подготовленности.

Ежегодно организую фольклорные праздники, игры-досуги: «Осень, Осень, в гости просим!», «Масленица», «Собирайся, детвора, начинается игра!», «Зимние забавы», «Приходи, Весна-красна!». 

Совместно с бывшими воспитанниками, учениками 1-го класса школы № 19, проводили праздник «Знатоки сказок».

Содержание праздника, посвящённого защитникам Отечества, обязательно включаю композицию «Русские богатыри».

Часто провожу любимые детьми игры-состязания. 

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке побудить чувство любви к Родине.

Народные игры в воспитательном и учебном процессе являются неисчерпаемым языковым источникам, образцом эстетичности, гармоничности. Они способствуют воспитанию  у детей умения творчески мыслить, проявлять активность в общественном окружении; помогают усваивать традиционные для своего народа морально-этические ценности.

Дети любят играть, так как в игре, прежде всего каждый ребенок может наиболее полно показать себя, самореализоваться. Поэтому для нас, педагогов, важен девиз: «Ни дня без игры!».

Используемая литература:

  • Князева О.Л., Маханева М.Д.: «Приобщение детей к истокам русской народной культуре»
  • Литвинова М.Ф.: «Русские народные подвижные игры».
  • Федорова Г.П.: «На золотом крыльце сидели»

СМОТРЕТЬ И СКАЧАТЬ В ФОРМАТЕ PDF  Не забывайте народные игры! (приобщение детей к истокам отечественной культуры на основе русского народного фольклора и подвижных игр)

Категория: Наш опыт работы (статьи) | Добавил: светлячок (21.10.2013) | Автор: Степанова Снежана Валентиновна
Просмотров: 446 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 ОБЪЯВЛЕНИЯ

Уважаемые родители!

Записывайте детей в кружки и секции по ССЫЛКЕ

 
 РОДИТЕЛЯМ
 ПЕДАГОГАМ
Copyright MyCorp © 2024

Создать бесплатный сайт с uCoz