Обеспечение качества формирования мотивационной готовности
детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Бакунина Галина Дмитриевна,
заведующая д/с № 6
В последнее время всё больше внимания уделяется психологической готовности к школе.
В структуре психологической готовности, по мнению учителей начальной школы, первое место по значимости занимает мотивационная готовность.
Она предполагает сформированность внутренней позиции школьника и адекватных ей познавательных и социальных мотивов учения и выражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, учителю, самому себе.
В нашем детском саду определена система педагогической работы по формированию мотивационной готовности к школе. Она включает следующие направления:
- Формирование правильных и положительных представлений о школе и интереса к учению.
- Формирование образа «Я» и адекватной самооценки.
- Ориентация дошкольников на «школьную» организацию деятельности и поведения.
- Развитие представлений об отношениях в системе «ученик – учитель».
Формирование у детей правильных и положительных представлений о школе и интереса к учению.
Эмоционально положительное отношение ребёнка к учению – необходимое условие формирования позитивного отношения к школе. Важно, чтобы ребёнок получил и осмыслил конкретную информацию об устройстве школьной жизни. Задача родителей и воспитателей – сделать так, чтобы материал о школе был не только им понят, но и прочувствован.
С этой целью в нашем ДОУ используются такие формы работы:
- Рассматривание иллюстраций и чтение литературы о школьной жизни.
- Рассказы взрослых о своём первом дне в школе, рассматривание грамот и фотографий родителей.
- Знакомство со школьными атрибутами.
- Экскурсия в школу; посещение класса
- А также занятия в «Школе будущего первоклассника», которые проводятся на базе школы № 19.
Ежегодная диагностика показывает, что наши выпускники имеют верное представление о школьной жизни и в основном положительно относятся к школе и учению.
Однако встречается и отрицательное отношение: одни дети говорят, что в школе надо будет делать уроки, а родители будут «заставлять и ругаться», другие боятся получать плохие отметки.
Причина подобного отношения к школе – результат ошибок в воспитании детей. Некоторые взрослые, не учитывая психофизиологических особенностей дошкольников, заставляют их усиленно и дополнительно заниматься, вызывая переутомление. Нередко к нежеланию учиться приводит запугивание школой: «Как ты пойдёшь в школу, ты же ничего не знаешь!»
С целью профилактики и устранения подобных ошибок воспитания с родителями проводятся групповые и индивидуальные консультации психолога, беседы воспитателей. Оформляется наглядная информация: ширмы, газеты.
Формирование образа «Я» и адекватной самооценки будущего первоклассника.
Желание ребёнка идти в школу важно для будущего первоклассника, но ещё важнее, чем он объясняет, мотивирует своё желание.
Если дошкольника уже не удовлетворяет статус маленького ребёнка, он стремится к «серьёзным» занятиям, готовится к «ответственным» поручениям, у него выражено желание получать новые знания, учиться, то это говорит о преобладании социальных и учебно-познавательных мотивов. Такие мотивы наиболее благоприятны для адаптации в школе.
Если ребёнок говорит, что в школе «не надо спать, а на переменах можно выходить», «мне уже купили рюкзак для школы» и т.п., то мы имеем дело с внешними по отношению к школе и учению мотивами. Когда преобладает внешний мотив, то ребёнок психологически ещё не созрел для школы, он ещё не наигрался. Диагностика показывает, что эти мотивы чаще являются ведущими у детей 6-ти лет.
У тех детей, у кого главным мотивом перед поступлением в школу был мотив «успеха», то есть учиться только на 5 и 4, нередко наблюдается снижение эмоционального отношения к школе. Их притязания часто сталкиваются с недостаточным уровнем возможностей, с тем, что ребёнок многого ещё не умеет.
В становлении мотивации учения большое значение имеют социальные факторы, в частности, формирующийся образ «Я» ребёнка.
Одна из групп трудностей первоклассников связана со специфическим отношением дошкольника к себе, своим возможностям и способностям, своей деятельности и её результатам. Самооценка дошкольника почти всегда завышена. Поэтому в школе, получая плохие отметки, замечания учителя, ребёнок неверно воспринимает оценку, негативно реагирует на неё.
В нашем детском саду особое внимание уделяется формированию у ребёнка нравственных качеств личности, ответственности, самостоятельности. Мы учим детей критически оценивать свою работу, поступки, помогаем созданию у ребёнка положительного представления о себе и адекватной самооценки, развитию уверенности в своих силах и способностях, умению применять личностные качества в школе.
Для этой цели нами используются такие формы работы:
- Оформление фотовернисажа «Кто Я? Какой Я?», беседы с детьми об их внешности, интересах, поведении, успехах.
- Рисование на тему: «Каким я вижу себя в школе».
- Психологические занятия «Дружелюбие – враждебность», «Уверенность – неуверенность», «Вежливость – грубость», «Смелость – трусость».
- Детско-родительские занятия и семейные художественно-творческие проекты.
Диагностика показывает, что данные мероприятия влияют на самооценку детей. Например, повышается процент выпускников со сформированными представлениями о личностных качествах, снижается процент детей с заниженной и чрезмерно завышенной самооценкой.
Ориентация старших дошкольников на «школьную» организацию деятельности и поведения.
Одной из специфических отличительных черт школьной жизни от дошкольной является необходимость постоянно соблюдать школьные правила. Будущий первоклассник должен стремиться к соблюдению этих правил, они должны его привлекать.
Проводимая нами диагностика показывает, что дети 7-ми лет чаще 6-тилеток высказываются о необходимости и желании соблюдать дисциплину на уроке.
Конечно, не всегда их намерения совпадают с реальным поведением. Способность ребёнка управлять своим поведением необходимо целенаправленно формировать.
В работе по данному направлению мы используем разнообразные методы и приёмы:
- Создание плакатов «Правила нашей группы»
- Организация подвижных и развивающих игр с правилами и игр, моделирующих школьные ситуации.
- Беседы о школьных правилах, демонстрация образа «хорошего» и «плохого» ученика через кукольных персонажей (Знайка - Незнайка, Мальвина – Буратино).
- Встречи, беседы и развлечения с бывшими воспитанниками д/сада.
Развитие у детей старшего дошкольного возраста представлений об отношениях в системе «ученик – учитель».
Учебная деятельность предполагает интенсивное общение и совместную работу с учителем и другими учениками.
Для успешного осуществления учебной деятельности важно осознание детьми роли учителя в школе, отношений в системе «ученик-учитель». Школьник должен понимать разницу между мамой и учителем, уметь держать дистанцию. Учитель становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания.
Подготовительную работу по формированию этого представления мы проводим уже в детском саду. С целью создания образа «доброго и справедливого» учителя, развития чувства доверия к нему, мы организуем:
- Встречи с учителем в школе; беседы об учителе после посещения школы.
- Рисование портрета "Каким я представляю своего учителя".
Учителя школы № 19 отмечают, что наши выпускники, благодаря сформированности у них мотивационной готовности, успешно проходят школьную адаптацию и осваивают статус ученика. В целом, это положительно влияет на их успеваемость.
Полный текст выступления можно посмотреть Здесь!
|