Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
184430 Мурманская обл., Печенгский район, г. Заполярный, ул. Крупской 10а, тел. 8(81554)3-89-72, 8(81554)3-98-21, e-mail: dsvetlyachok69@mail.ru
Пятница, 17.05.2024, 22:19
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 6"
 
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
 ИНФОРМАЦИЯ 
 ЛОГОПУНКТ ДОУ
 Спутник

мы ещё и в






Главная » Статьи » Наш опыт работы (статьи)

Обеспечение качества формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Обеспечение качества формирования мотивационной готовности 

детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Бакунина Галина Дмитриевна,

заведующая д/с № 6  

В последнее время всё больше внимания уделяется психологической готовности к школе.

В структуре психологической готовности, по мнению учителей начальной школы, первое место по значимости занимает мотивационная готовность.

Она предполагает сформированность внутренней позиции школьника и адекватных ей познавательных и социальных мотивов учения и выражается в отношении ребёнка  к школе, учебной деятельности, учителю, самому себе.

В нашем детском саду определена система педагогической работы  по формированию мотивационной готовности к школе. Она включает следующие направления:

  • Формирование правильных и положительных представлений о школе и интереса к учению.
  • Формирование образа «Я» и адекватной самооценки.
  • Ориентация дошкольников на «школьную» организацию деятельности и поведения.
  • Развитие представлений об отношениях в системе «ученик – учитель».

Формирование у детей правильных и положительных представлений о школе и интереса к учению.

Эмоционально положительное отношение ребёнка к учению – необходимое условие формирования позитивного отношения к школе. Важно, чтобы ребёнок получил и осмыслил конкретную информацию об устройстве школьной жизни. Задача родителей и воспитателей – сделать так, чтобы материал о школе был не только им понят, но и прочувствован.

С этой целью в нашем ДОУ используются такие формы работы:

 

  • Рассматривание иллюстраций и чтение литературы о школьной жизни.
  • Рассказы взрослых о своём первом дне в школе, рассматривание грамот и фотографий родителей.
  • Знакомство со школьными атрибутами.
  • Экскурсия в школу; посещение класса
  • А также занятия в «Школе будущего первоклассника», которые проводятся на базе школы № 19.

 

 

Ежегодная диагностика показывает, что наши выпускники имеют верное представление о школьной жизни и в основном положительно относятся к школе и учению.

Однако встречается и отрицательное отношение: одни дети говорят, что в школе надо будет делать уроки, а родители будут «заставлять и ругаться», другие боятся получать плохие отметки.

Причина подобного отношения к школе – результат ошибок в воспитании детей. Некоторые взрослые, не учитывая психофизиологических особенностей дошкольников, заставляют их усиленно и дополнительно заниматься, вызывая переутомление. Нередко к нежеланию учиться приводит запугивание школой: «Как ты пойдёшь в школу, ты же ничего не знаешь!»

С целью профилактики и устранения подобных ошибок воспитания с родителями проводятся групповые и индивидуальные консультации психолога, беседы воспитателей. Оформляется наглядная информация: ширмы, газеты.

Формирование образа «Я» и адекватной самооценки будущего первоклассника.

Желание ребёнка идти в школу важно для будущего первоклассника, но ещё важнее, чем он объясняет, мотивирует своё желание.

Если дошкольника уже не удовлетворяет статус маленького ребёнка, он стремится к «серьёзным» занятиям, готовится к «ответственным» поручениям, у него выражено желание получать новые знания, учиться, то это говорит о преобладании социальных и учебно-познавательных мотивов. Такие мотивы наиболее благоприятны для адаптации в школе.

Если ребёнок говорит, что в школе «не надо спать, а на переменах можно выходить», «мне уже купили рюкзак для школы» и т.п., то мы имеем дело с внешними по отношению к школе и учению мотивами. Когда преобладает внешний мотив, то ребёнок психологически ещё не созрел для школы, он ещё не наигрался. Диагностика показывает, что эти мотивы чаще являются ведущими у детей 6-ти лет.

У тех детей, у кого главным мотивом перед поступлением в школу был мотив «успеха», то есть учиться только на 5 и 4, нередко наблюдается снижение эмоционального отношения к школе. Их притязания часто сталкиваются с недостаточным уровнем возможностей, с тем, что ребёнок многого ещё не умеет.

В становлении мотивации учения большое значение имеют социальные факторы, в частности, формирующийся образ «Я» ребёнка.

Одна из групп трудностей первоклассников связана со специфическим отношением дошкольника к себе, своим возможностям и способностям, своей деятельности и её результатам. Самооценка дошкольника почти всегда завышена. Поэтому в школе, получая плохие отметки, замечания учителя, ребёнок неверно воспринимает оценку, негативно реагирует на неё.

В нашем детском саду особое внимание уделяется формированию у ребёнка нравственных качеств личности, ответственности, самостоятельности. Мы учим детей критически оценивать свою работу, поступки, помогаем созданию у ребёнка положительного представления о себе и адекватной самооценки, развитию уверенности в своих силах  и способностях, умению применять личностные качества в школе.

Для этой цели нами используются такие формы работы:

 

  • Оформление фотовернисажа «Кто Я? Какой Я?», беседы с детьми об их внешности, интересах, поведении, успехах.
  • Рисование на тему: «Каким я вижу себя в школе».
  • Психологические занятия «Дружелюбие – враждебность», «Уверенность – неуверенность», «Вежливость – грубость», «Смелость – трусость».
  • Детско-родительские занятия и семейные художественно-творческие проекты.

 

 

Диагностика показывает, что данные мероприятия влияют на самооценку детей. Например, повышается процент выпускников со сформированными представлениями о личностных качествах, снижается процент детей с заниженной и чрезмерно завышенной самооценкой.

Ориентация старших дошкольников на «школьную» организацию деятельности и поведения.

Одной из специфических отличительных черт школьной жизни от дошкольной является необходимость постоянно соблюдать школьные правила. Будущий первоклассник должен стремиться к соблюдению этих правил, они должны его привлекать.

Проводимая нами диагностика показывает, что дети 7-ми лет чаще 6-тилеток высказываются о необходимости и желании соблюдать дисциплину на уроке.

Конечно, не всегда их намерения совпадают с реальным поведением. Способность ребёнка управлять своим поведением необходимо целенаправленно формировать. 

В работе по данному направлению мы используем разнообразные методы и приёмы:

  • Создание плакатов «Правила нашей группы»
  • Организация подвижных и развивающих игр с правилами и игр, моделирующих школьные ситуации.
  • Беседы о школьных правилах, демонстрация образа «хорошего» и «плохого» ученика через кукольных персонажей (Знайка - Незнайка, Мальвина – Буратино).
  • Встречи, беседы  и развлечения с бывшими воспитанниками д/сада.

 

 

Развитие у детей старшего дошкольного возраста представлений об отношениях в системе «ученик – учитель».

Учебная деятельность предполагает интенсивное общение и совместную работу с учителем и другими учениками.

Для успешного осуществления учебной деятельности важно осознание детьми роли учителя в школе, отношений в системе «ученик-учитель». Школьник должен понимать разницу между мамой и учителем, уметь держать дистанцию. Учитель становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания.

Подготовительную работу по формированию этого представления мы проводим уже в детском саду. С целью создания образа «доброго и справедливого» учителя, развития чувства доверия к нему, мы организуем:

 

  • Встречи с учителем в школе; беседы об учителе после посещения школы.
  • Рисование портрета "Каким я представляю своего учителя". 

 

Учителя школы № 19  отмечают, что наши выпускники, благодаря сформированности у них мотивационной готовности, успешно проходят школьную адаптацию и осваивают статус ученика. В целом, это положительно влияет на их успеваемость.

Полный текст выступления можно посмотреть Здесь!

 

 

Категория: Наш опыт работы (статьи) | Добавил: светлячок (13.01.2012)
Просмотров: 1993 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 ОБЪЯВЛЕНИЯ

Уважаемые родители!

Записывайте детей в кружки и секции по ССЫЛКЕ

 
 РОДИТЕЛЯМ
 ПЕДАГОГАМ
Copyright MyCorp © 2024

Создать бесплатный сайт с uCoz