Подвижные игры как средство формирования самооценки у старших дошкольников
Степанова Снежана Валентиновна,
инструктор по физкультуре
Нормально развивающемуся ребёнку свойственно положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и самоощущение «Я – хороший». Самооценка дошкольника в норме очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнения и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе. В то же время, к семи годам у большинства детей оценка собственных умений становится более адекватной. К этому периоду ребёнок уже понимает, что он умеет делать, а что не умеет; осознаёт свои желания, предпочтения, настроения. Он способен понимать и принимать речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполнять задание. Поскольку ребёнок зависит от оценок взрослого, у него развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Чтобы дошкольник научился понимать, почему результаты его деятельности оцениваются так или иначе, следует создавать ситуации, которые ставили бы его перед необходимостью реалистически оценивать свои способности.
В качестве одного из средств формирования самооценки дошкольников целесообразно использовать подвижные игры. Для подвижной игры с правилами характерны чётко определённые границы, состязательные отношения между участниками, наличие реального результата – выигрыша. Такие игры вырабатывают у детей волевые качества (выдержку, смелость, стремление преодолевать трудности), способность ориентироваться в окружающей обстановке, умение выслушивать замечания и в соответствии с ними корректировать свои действия. В результате создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности, и для полноценной жизни в коллективе.
Для работы с детьми подготовительной к школе группы я разработала психолого-социальный проект на основе подвижных игр «Я сумею! Я смогу!».*
Стремление «быть лучше, чем все» является мотивом для достижения успеха, одним из условий развития воли и способности осознавать свои достоинства и недостатки. Чтобы повысить уровень детских притязаний, я целенаправленно создавала ситуацию успеха: начала с простых игр, где каждый может выиграть. Это позволило детям обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и общении.
Проведение подвижных игр требовало учёта индивидуальных особенностей детей.
Дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру, с энтузиазмом включаются в неё и стремятся взять на себя активную роль. Для таких детей наиболее трудным оказывается выполнение правил: дожидаться своей очереди, ждать условного сигнала, уступать роль. С детьми этой группы акцент сделан на игры, в которых необходимо выполнять сложные, либо точные и аккуратные действия («Черепаха-путешественница», «Водонос», «Городки»).
Дети второго типа более робкие, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Нельзя заставлять таких детей сразу брать на себя активные роли. Наблюдая за взрослым и сверстниками, они постепенно заражаются от них интересом к игре и через некоторое время начинают проявлять инициативу. Это становится возможным при поддержке и одобрении взрослого. С детьми этой группы активно использовались игры с простыми действиями, в которых результат зависит от сосредоточенности и ловкости («Водяной», «Городки», «Рыбак и рыбаки»).
Дети третьего типа вялые, пассивные, они не могут действовать наравне со сверстниками. Даже при многократном повторении игры из-за страха перед своей неумелостью они не справляются с заданием. Такие дети нуждаются в личном контакте со взрослым, в его внимании, поощрении. Коллективная подвижная игра с ними не эффективна. Их сначала включают в игры с 2-3 медлительными детьми, а затем добавляют 1-2 детей поактивнее. В дальнейшем содержание игр не усложняется, а постепенно наращивается их темп. Дошкольникам данной группы наиболее подходят игры, не требующие сложных действий и особой ловкости («Белочка с орехами», «Каракатица», «Городки»).
Цель проекта:
Формирование самооценки у старших дошкольников на основе подвижных игр.
Задачи проекта:
- создание условий, способствующих становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка;
- выработка у детей волевых качеств (выдержки, смелости, стремления преодолевать трудности);
- формирование способности ориентироваться в окружающей обстановке;
- развитие умения выслушивать замечания и в соответствии с ними корректировать свои действия.
Сроки реализации проекта: в течение года
Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа).
Проект реализовывался в течение года и условно поделён на три этапа.
I этап – сентябрь, октябрь
Цель первого этапа проекта (сентябрь, октябрь) – мотивационная: получение детьми удовольствия от самого процесса подвижной игры и укрепление желания участвовать в ней.
Для достижения этой цели использовались такие игры, как «Водяной», «Белочка с орехами», «Каракатица», «Городки». (см. Приложение)
II этап – ноябрь, декабрь, январь
Цель второго этапа (ноябрь, декабрь, январь) – функциональная, она связана с выполнением правил игры, с освоением новых движений, ролей, развитием ловкости и скорости движений.
Вначале детям предлагались знакомые игры или новые, но простые подвижные игры, либо организовались командные соревнования, в которых поражение не воспринималось как личная неудача. Использовались игры «Городки», «Водонос», «Рыбак и рыбаки», «Черепаха-путешественница». (см. Приложение)
III этап – февраль, март, апрель
Цель третьего этапа (февраль, март, апрель) – соревновательная: ребёнок должен добиться положительных результатов.
На данном этапе с детьми проводилась беседа о восприятии победы и поражения «Сегодня – побеждённый, а завтра – победитель». Цель таких бесед – подвести детей к выводу: «Невозможно победить, не рискуя проиграть!» В беседу включены рассказы о некоторых спортсменах и знаменитых людях, которые, прежде чем прославиться, испытали горечь поражений.
В игры вводились дополнительные правила, усложняющие её и путь к победе, либо выбирались игры, требующие высокой точности движений, большей гибкости, ловкости, сообразительности.
Проводились соревнования: «Водяная эстафета» (комбинация игр «Водяной» и «Водонос»), «Весёлые старты» (комбинация игр «Белочка с орехами» - прыжки с мячом, «Городки» - метание, «Каракатица» - бег на четвереньках, «Черепаха-путешественница» - координация движений).
Таким образом, подвижные игры можно рассматривать как педагогическое средство социального развития дошкольников. Воспитанные в играх качества (смелость, уверенность, смекалка, взаимовыручка, самоконтроль и адекватная самооценка, умение переживать поражение и добиваться победы) помогут детям комфортно чувствовать себя не только в знакомом коллективе сверстников, но и новом школьном сообществе.
Литература:
Емельянова М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки. –
«Ребёнок в детском саду», 4/2007
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игра 1. Черепаха-путешественница
Черепаха – медлительное животное. Попробуйте двигаться быстро, если у вас на спине настоящий дом-панцирь. И все же черепаха преодолевает большие расстояния, путешествуя по пустыне. Для этой игры каждой команде понадобиться таз (металлический или пластмассовый). Первый участник встает на четвереньки, ему на спину устанавливают таз вверх дном. Получилась черепаха. Теперь она должна пройти путь до поворота и обратно, не потеряв при этом свой панцирь-таз. Поскольку таз ничем не закреплен, то ребенок поневоле должен двигаться осторожно, а, следовательно, медленно, как черепаха. Иначе есть риск остаться без панциря, а для черепахи это равносильно гибели. Когда игрок доползет до старта, с него снимают черепаший панцирь и устанавливают его на спине другого участника.
Игра 2. Капканы
Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх. Это капканы, они располагаются на незначительном расстоянии друг от друга. Все остальные играющие берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По хлопку ведущего капканы «захлопываются», т.е. ребята, изображающие капканы, опускают руки. Те играющие, кто попался в капкан, образуют пары и тоже становятся капканами. В этой игре выясняется самый ловкий и быстрый из ребят – тот, кто сумел до конца игры не угодить ни в один капкан.
Игра 3. Водолей
Этот знак Зодиака изображают в виде юноши, льющего воду из кувшина. В игре тоже придется лить воду, а точнее – переливать. И не из кувшина, а из одной бутылки в другую. Поэтому приготовьте для каждой команды по две пол-литровые бутылки с узким горлышком. Одну из них наполните водой, а вторую установите на табурете рядом с поворотной отметкой. Как только будет дан старт, первый участник бежит с полной бутылкой к поворотной отметке и там как можно быстрее переливает ее содержимое в пустую бутылку, не пользуясь никакими подручными средствами (например, воронкой). На табурете остается пустая бутылка, а «водолей» возвращается к команде и передает полную бутылку следующему игроку. Когда все участники команды побывали «водолеями», судьи подводят итоги: какая команда потеряла меньшее количество воды. Более быстрая и более умело льющая воду команда становится победителем.
Игра 4. Водонос
В древние времена, когда еще не был изобретен водопровод, у людей была профессия – разносчик воды, или водонос. Этот человек набирал у источника воду и нес ее в город людям. При этом он стремился не расплескать ни капли воды. Сегодня вам предстоит стать водоносами и нести тарелку, наполненную до краев водой, при этом не расплескать ни капли. Дети выстраиваются на линии старта друг за другом. Первый берет в руки тарелку, наполненную водой, и по сигналу начинает движение вперед. Ребенок должен дойти до поворотного флажка и вернуться обратно. Затем тарелка передается следующему игроку, таким образом, все члены команды должны проделать этот путь.
У этой игры могут быть варианты:
- тарелка удерживается одной рукой (так носят официанты);
- тарелка ставится на голову и придерживается одной рукой (так носят воду на Востоке);
- тарелка удерживается двумя руками, но ребенок при этом движется спиной вперед;
- вода наливается в стакан, который ставится на ладонь вытянутой руки.
В конце игры не забудьте проверить, много ли воды расплескали команды. Кто больше потерял, тот получает штрафные очки.
Игра 5. Водяной
Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами: