Семейные художественно-творческие проекты
в психолого-социальном развитии дошкольников
Воспитатель Е.С.Якимович
Воспитатель Н.В.Гусева
Педагог-психолог Димакова Н.Г.
Педагоги детского сада «Светлячок» постоянно ищут новые эффективные методы и подходы по формированию семейных ценностей, по взаимодействию и сближению детского сада и семьи.
В 2007 году мы изучили программу совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Навстречу друг другу». Авторы программы: О.А.Куревина (кандидат философских наук, профессор кафедры социально-гуманитарных наук МГТУ), М.Г. Дрезнина (художник-педагог, член Союза художников России, арт-терапевт).
В пособии представлено 7 семейных художественно-творческих проектов. Участники проекта вместе работают над созданием художественного произведения. Таким образом, искусство служит мостиком, объединяющим детей и взрослых, ведь творить нравится всем, независимо от художественной подготовки.
Искусство является мощным фактором гармонизации личности. Семейные проекты, с одной стороны, направлены на раскрытие индивидуальности каждого, с другой – дают возможность понять и почувствовать, что ты – часть социума, что рядом с тобой живут люди, у которых есть своё понимание действительности, свои взгляды, традиции. И мы должны принимать и уважать их.
Для реализации в нашем детском саду мы выбрали и адаптировали два проекта, учитывая текущие задачи ДОУ, возраст и возможности детей и родителей.
Проект "Я и моя семья"
Первым на практике с семьями детей средней группы был апробирован проект «Я и моя семья». Срок реализации – месяц.
Цель проекта: укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс по созданию художественного образа-символа «Моя семья».
Подготовительная часть предусматривала выполнение домашнего задания. Из предложенных заготовок (картонные тарелки для головы и туловища, руки и ноги, вырезанные из ватмана) родители дома создавали образы взрослых членов семьи. К выполнению домашнего задания подключились братья, сестры и сами дети. Для создания образа взрослых использовали разную технику: аппликацию из цветной и гофрированной бумаги; фломастеры, краски, и даже компьютерную графику.
Заготовки детских фигурок были выполнены воспитателем с передачей особенностей одежды каждого ребенка, чтобы дети могли узнать и выбрать свою фигурку.
Рубашки, шортики, штанишки носят шустрые мальчишки.
Платья, блузки, сарафан, подойдут, девчонки, вам.
Основная часть включала проведение художественно-продуктивного занятия «А это - я!». Занятие началось с беседы о семье. Дети рассуждали о том, что семья – это разные люди, которые вместе живут и любят друг друга. В каждой семье есть взрослые и дети, у которых имеются сходства и различия, как во внешности, так и в интересах, привязанностях, настроениях.
На занятии дети создавали свой образ, учились разным способам изображения портрета.
Рисовали глазки: глазки-кружочки, глазки-листочки, глазки-воротики.
Зрачки, ресницы, брови появляются, глазки сразу открываются.
Носики тоже бывают разные: носик-курносик, носик-крючочек, носик-пуговка.
А вот роток - улыбается дружок. Бывают губы «бантиком», а когда поём – «баранкой».
Волосы у людей разного цвета и разной длины.
Портрет готов! Можно приступать к оформлению выставки «Это я, это я, это вся моя семья!»
Семейные работы были представлены на Всероссийский конкурс детского творчества «Моя семья» и отмечены грамотой областного этапа в номинации «Прикладное творчество».
Проект "Птица семейного счастья"
Следующий проект - «Птица семейного счастья», реализовывался с семьями воспитанников подготовительной группы. Срок реализации – месяц.
Цель данного проекта - объединение всех членов семьи с помощью искусства, сближение детей, родителей и педагогов.
Подготовительная часть проекта включала подбор и рассматривание иллюстраций сказочных птиц, рассматривание декоративных птиц.
Была создана коллективная художественная работа «Жар-птица».
Встреча детей, родителей и педагогов началась с приветствия и разминки в кругу. Все участники с помощью ладошек пожелали друг другу «доброго вечера».
После приветствия прозвучала история возникновения птицы из дранки – тоненьких деревянных пластинок. В былые времена такие птицы висели под потолком почти в каждом доме: покой охраняли, от напастей берегли.
Затем участникам было предложено составить фигуру птицы из двух круглых бумажных тарелочек, расписать её, превратить в красивое изделие, используя различный художественный материал: краски, фломастеры, восковые мелки и цветную бумагу.
Взрослые и дети приступили к работе, и появились фантастические птицы из прошлого и будущего – плоды богатого воображения участников проекта.
Глядя на красочные творения, дети с помощью вопросов сочинили небольшие рассказы о своей птице счастья.
Рассказы, как и птицы, получились очень разные. Вот один из них.
«Это птица счастья. Зовут её Доброта. Она прилетела из волшебной страны. Она весёлая и добрая. У неё все друзья, а врагов нет. Она старается прилететь в каждую семью. Если кто-то заболеет, она поможет выздороветь. Птичка будет жить в моей комнате, квартира станет красивой, будет светло и уютно. Я хочу, чтобы птица счастья исполнила мои желания: чтобы диски не царапались, чтобы со мной все дружили, чтобы все были здоровы и счастливы».
В конце занятия созданную птицу участники проекта забирают домой. Теперь этот символ семейного счастья поселится у них дома и будет напоминать о тех минутах, когда они все вместе творили маленькое чудо.
Этот проект стал традиционным в нашем детском саду. Ежегодно воспитатели подготовительных групп используют его в своей работе.
Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и детского сада. |