Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
184430 Мурманская обл., Печенгский район, г. Заполярный, ул. Крупской 10а, тел. 8(81554)3-89-72, 8(81554)3-98-21, e-mail: dsvetlyachok69@mail.ru
Вторник, 30.04.2024, 06:11
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 6"
 
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
 ИНФОРМАЦИЯ 
 ЛОГОПУНКТ ДОУ
 Спутник

мы ещё и в






Главная » Статьи » Наш опыт работы (статьи)

Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников средствами художественной литературы

Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников

средствами художественной литературы

 

педагог-психолог

Димакова Н.Г.

В условиях современного общества изменились приоритеты в воспитании подрастающего поколения. В частности, смещён акцент с формирования знаний, умений и навыков на параметры собственно психологического развития.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников.

Социально-личностное развитие многоаспектно. Оно подразумевает:

  • развитие представлений ребёнка о себе: о своей внешности, эмоциях и чувствах, о духовном и физическом потенциале;
  • создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения, уверенности в своих возможностях, чувства собственного достоинства;
  • развитие представлений ребёнка об окружающих: их внешних особенностях, чувствах, эмоциях, мировосприятии, личностном и поведенческом своеобразии; 
  • воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям: уважения и терпимости к детям и взрослым (независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста), к их чувству собственного достоинства, мнениям, желаниям и взглядам;
  • развитие у ребёнка умения выражать свои чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества;
  • формирование у ребёнка социальных навыков и приобщение его к ценностям сотрудничества с другими людьми.

Перед педагогами стоит задача, работая с группой детей, использовать такие методы и приемы, которые дадут наиболее высокие результаты в социально- личностном развитии детей.

Одним из таких методов до сих пор остаётся  чтение сказок и других литературных произведений с последующим их обсуждением.

Для систематизации литературного материала наш коллектив обратился к  программе по формированию способности к ненасильственному взаимодействию «Ненасилие» (под ред. В.Г.Маралова).

В программе представлена литература по возрастам (средняя, старшая, подготовительная группы) и по темам:

  • Кто я? Какой Я?
  • Уверенность – неуверенность.
  • Радость – огорчение.
  • Руководство – подчинение.
  • Дружелюбие – враждебность.
  • Доброта – злобность.
  • Любовь – нелюбовь (ненависть).
  • Смелость – трусость.
  • Выдержка – невыдержанность.
  • Вежливость – грубость.
  • Миролюбие – агрессивность.
  • Мир – война.

Представление о себе, образ Я, Я-концепция является стержневым компонентом личности. Ребёнок должен научиться позитивно относиться к себе, выделять в себе разнообразные качества, осознавать их на доступном для возраста уровне, уметь адекватно оценивать результаты деятельности, свои умения и свойства личности. Тему «Кто я? Какой я?» в подготовительной группе можно рассматривать через произведение В. Осеевой «Сыновья».

Три женщины беседовали о сыновьях. Двое из них хвалились: одна силой, другая голосом своего сына. Третья считала, что в её сыне нет ничего особенного. Женщины набрали полные вёдра воды из колодца. По дороге домой встретили своих сыновей. Но лишь один мальчик, «обыкновенный», помог матери нести тяжёлую ношу.

После прочтения рассказа детям предлагают следующие вопросы для беседы:

  • Почему мамы любовались своими сыновьями? Опишите каждого из сыновей, какие они?
  • Кем действительно здесь можно любоваться? Почему?
  • На кого из сыновей вам хотелось бы походить?

Делают вывод: О человеке судят по его поступкам, по его отношению к другим людям?

Взаимодействие людей всегда позиционно: Родитель, Взрослый, Ребёнок (по Э. Берну), отношения руководства, подчинения, равенства и т.п. Поэтому у детей дошкольного возраста важно сформировать представление о руководстве, подчинении; умение осознанно занимать каждую позицию. Тема «Руководство – подчинение» в старшей группе может рассматриваться на примере русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Наказывал Кот Петуху не высовываться, если лиса его звать придёт. Не послушался Петух, да в лапы к Лисе попал.

Детей спрашивают:

  • Кто в этой сказке главный? В чём заключается его руководство?
  • Кто в сказке подчинённый? Как вы узнали?
  • Как ведёт себя лиса? Кот? Петух? (позы, выражение мордочки)
  • Как ведут себя подчинённые? Подчиняются с удовольствием или из-за страха?

Делают вывод: От умения главного зависит порядок и покой в доме, в группе, на работе. Руководителя слушаются, ему подчиняются.

Важную роль в процессе взаимодействия людей играет форма выражения того или иного отношения. Она может быть жестокой (грубость) и мягкой, этичной (вежливость). Поэтому одной из главных задач социально-личностного развития считается задача обучения этическим нормам поведения, воспитания этических чувств, которые условно можно интегрировать в понятие «вежливость». Тему «Вежливость – грубость» в средней группе можно обсудить после прочтения эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела».

Лисичка, увидев бычка, рыбку морскую, стала дразниться. В ответ бычок тоже  ответил грубостью.

С детьми обсуждают:

  • Почему лиса заплакала?
  • Почему бычок сказал такие обидные слова лисичке?
  • Что чувствовала лисичка? Бычок?
  • Кого из них можно назвать вежливым? (никого)
  • Как сделать, чтобы и лисичке, и бычку было приятно познакомиться?

Вывод: Вежливость помогает героям подружиться, а грубость вызывает обиду, приносит горе.

Тот материал, который был разработан педагогами для пользования в нашем детском саду на основе программы «Ненасилие», может быть изменён и дополнен в соответствии с задачами конкретного учреждения, группы.

При подборе литературы, поиске источника того или иного произведения мы обращались, в том числе, к услугам городской библиотеки. Есть идея обновить содержание представленных тем за счёт произведений современных авторов, и в этом деле, безусловно, помощь библиотечных работников будет неоценимой.

Категория: Наш опыт работы (статьи) | Добавил: светлячок (27.09.2014) | Автор: Димакова Наталья Георгиевна
Просмотров: 994 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 ОБЪЯВЛЕНИЯ

Уважаемые родители!

Записывайте детей в кружки и секции по ССЫЛКЕ

 
 РОДИТЕЛЯМ
 ПЕДАГОГАМ
Copyright MyCorp © 2024

Создать бесплатный сайт с uCoz