Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
184430 Мурманская обл., Печенгский район, г. Заполярный, ул. Крупской 10а, тел. 8(81554)3-89-72, 8(81554)3-98-21, e-mail: dsvetlyachok69@mail.ru
Вторник, 30.04.2024, 10:06
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 6"
 
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
 ИНФОРМАЦИЯ 
 ЛОГОПУНКТ ДОУ
 Спутник

мы ещё и в






Главная » Статьи » Наш опыт работы (статьи)

Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании у детей образа Я как основополагающего компонента личности

Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании у детей образа Я

как основополагающего компонента личности

 

Димакова Наталья Георгиевна

педагог-психолог

 

В условиях современного общества изменились приоритеты в воспитании подрастающего поколения. Родители хотят видеть своих детей успешными, состоявшимися, имеющими чувство собственного достоинства, желание и способность к творческому саморазвитию. Следуя требованиям времени, педагоги и психологи особое внимание уделяют проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников.

Социально-личностное развитие многоаспектно. Оно подразумевает:

  • развитие представлений ребёнка о себе: о своей внешности, эмоциях и чувствах, о духовном и физическом потенциале;
  • создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения, уверенности в своих возможностях, чувства собственного достоинства;
  • развитие представлений ребёнка об окружающих: их внешних особенностях, чувствах, эмоциях, мировосприятии, личностном и поведенческом своеобразии; 
  • воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям: уважения и терпимости к детям и взрослым (независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста), к их чувству собственного достоинства, мнениям, желаниям и взглядам;
  • развитие у ребёнка умения выражать свои чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества;
  • формирование у ребёнка социальных навыков и приобщение его к ценностям сотрудничества с другими людьми.

Представление о себе, образ Я, является основополагающим, стержневым  компонентом личности. Ребёнок должен научиться позитивно относиться к себе, выделять в себе разнообразные качества, осознавать их на доступном для возраста уровне, уметь адекватно оценивать результаты деятельности, свои умения и свойства личности.

На формирование образа Я и развитие самоуважения дошкольника, в первую очередь, оказывают влияние родители, близкие взрослые, педагоги. Поэтому взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в данном направлении является весьма актуальным.

Впервые приходя в детский сад, малыш и его родители знакомятся с педагогами и детьми группы. В свою очередь, воспитатели стремятся больше узнать о ребёнке: как называют его в семье, что он любит и что не любит, как он спит, какие у него любимые игрушки и т.п. С этой целью проводят как беседы с родителями, так и анкетирование на тему: «Мой ребёнок и его индивидуальные особенности».

Естественным этапом в развитии взаимодействия ДОУ с семьёй является просветительская работа. Вопрос «Формирование у ребёнка образа Я» включается педагогом-психологом в консультацию о возрастных особенностях детей на групповом  родительском собрании, а также оформляется в виде ширмы, памятки.

Родителям рассказывают о том, как значимые для ребёнка взрослые воздействуют на формирование его образа Я и самоуважение: через прямое или косвенное внушение (Ваня умный, способный, либо глупый, неумелый); путём формирования уровня притязаний, стандартов выполнения тех или иных действий; через контроль поведения ребёнка; путём вовлечения ребенка в такое поведение, которое может повысить или понизить его самооценку, изменить образ самого себя.

Памятка для родителей содержит рекомендации о том, как формировать у малыша точные представления о себе: предоставлять возможность проявлять себя в разных видах деятельности; описывать то, что делает ребёнок в данный момент (описательные комментарии); чаще поощрять, хвалить ребёнка, чем порицать; обосновывать оценку; создавать чувство безопасности у малыша путём создания разумных ограничений; позволять ребёнку делать выбор; обеспечивать возможность брать на себя ответственность, выполнять самостоятельно то, что может сделать без помощи взрослого; проявлять чувствительность к переживаниям малыша и отражать его чувства таким образом, чтобы ребёнок постепенно приходил к самопониманию.

Большую часть дня дошкольник проводит в детском саду, поэтому воспитатель группы придерживается тех же рекомендаций по формированию у детей представлений о себе, что и родители. Осуществляя взаимодействие с семьёй, педагоги ведут в родительском уголке рубрику, отражающую умения и достижения воспитанников: «Я умею! Я могу!», «Наши успехи». В подготовительной группе проводят также игру-упражнение «Мои успехи». В течение недели педагог ежедневно беседует с каждым ребёнком: «Расскажи, что ты сегодня сделал такого, чем бы ты мог гордиться, за что бы сам себя похвалил». Ответы детей записывают на индивидуальной карточке по дням недели и прикрепляют на шкафчик в раздевалке.

Большой интерес детей и взрослых вызывают фотостенды, позволяющие малышам осознать свои умения, предпочтения, эмоции, черты характера, свои отношения с миром: «Здравствуйте, я пришёл!», «Я и моя семья», «Как я провёл лето», «Я и моё настроение» (я грущу, я сержусь, я радуюсь), «Мир моих увлечений», «Я – мамин (папин) помощник», «Вот как в группе мы живём», а также фотографии с утренников, других мероприятий. Фотостенды оформляются совместно воспитателями и родителями воспитанников. По словам родителей, подбор тематических фотографий всей семьёй всегда вызывает живой интерес у ребят.

Осознав себя как отдельное существо, дошкольники  с увлечением изучают свою внешность, разглядывая себя на фотографиях и в зеркале. Детям нравится меняться, подражая взрослым, сказочным персонажам, животным. Чтобы разнообразить развивающую среду в группе, педагоги активно привлекают родителей к подбору материалов для экспериментирования детей со своей внешностью (костюмы, наряды, парики, туфли, сумочки, очки, бусы, др. аксессуары).

Семьи воспитанников с удовольствием участвуют в проведении Дней любимой игрушки, любимой книги. Ребёнок делает свой выбор, а мама или папа помогают ему составить рассказ о любимой игрушке (книге). Это занятие порой так увлекательно, что малыши продолжают носить любимые вещи и после проведения мероприятия.

Эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников в формировании у детей представлений о себе и положительного самоотношения являются детско-родительские занятия. Занятия проводятся совместно инструктором по физической культуре и педагогом-психологом и строятся на основе телесного взаимодействия между детьми и родителями.

Для составления конспектов могут быть использованы: психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребёнка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ         «Навстречу друг другу» М.Н. Поповой, сказкотерапевтичекая программа «Погружение в сказку» Н.М. Погосовой, методика организации психогимнастики в детском саду Е.А. Алябьевой.

В ходе занятий, благодаря совершенствованию движений и успешному выполнению заданий, развиваются представления ребёнка о себе: «Я умею быстро бегать, играть в мяч, преодолевать препятствия; я добрый, потому что помог Белочке и Котику в пути». Родитель охраняет малыша от вероятных травм, вселяя уверенность в безопасности. Телесные контакты со значимым взрослым, помимо удовольствия, придают малышу уверенность в себе, своих силах. Отмечая успехи ребенка через поощрение и похвалу, взрослый поддерживает и развивает в нем чувство самоценности.

Семейные художественно-творческие проекты – ещё одна эффективная форма взаимодействия с семьёй. Участвуя в реализации проектов «Я и моя семья», «Птица семейного счастья», «Окна моего дома», воспитанники получают возможность выразить себя в творчестве, используя разнообразные изобразительные средства; сообщить взрослым о своих чувствах, проблемах и надеждах в рассказах о себе, Птице счастья. Создание «герба семьи» и «генеалогического древа» в проекте «Моя родословная» помогает детям осознать свой духовный и физический потенциал с позиции представителя своего рода.

Систематизировать всю информацию, способствующую развитию образа Я ребёнка, позволяет портфолио воспитанника ДОУ.

Начинается портфолио с титульного листа, содержащего фотографию ребёнка, его личные данные: фамилию, имя, отчество. Психологи утверждают, что имя человека ложится в основу его личности. Имя отличает ребенка от других, указывает на его пол, отражает национальную принадлежность. Каждое имя имеет своё происхождение и приписываемое народом значение. По желанию, родители могут написать и включить в портфолио ребёнка эссе об имени малыша: что оно означает, какие значимые люди, персонажи носили данное имя, какими положительными чертами характера и качествами личности они отличались. Портфолио может включать также сочинение родителей на тему «Мой ребёнок».

Основное содержание портфолио составляют творческие работы воспитанника, выполненные в группе детского сада (рисунки, аппликация, самодельные книги, сочинения); фотографии занятий, свободной деятельности, утренников, других мероприятий, в которых участвовал ребёнок (с комментариями педагога); дипломы и грамоты участника различных конкурсов. Портфолио становится всё более популярным в практике ДОУ и является большой «ценностью» как для ребёнка, так и для его родителей.

Таким образом, работая в содружестве с семьёй, детский сад способен создать наиболее полные и благоприятные условия для формирования у воспитанников образа Я и уверенности в своих возможностях. Кроме того, совместная деятельность позволяет реализовать творческий потенциал не только детей, но и взрослых, а значит, развить и укрепить чувство самоценности родителей и педагогов.

 

Литература

  1. Корепанова М.В. Формирование образа Я ребенка в системе дошкольного образования: Диссертация  доктора пед. наук. –  Волгоград, 2001.
  2. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Институт практической психологии, 1998.
  3. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 1998.
  4. «Ненасилие». Программа по формированию способностей к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста. (Под ред. В.Г. Маралова). – Череповец, 1998.
Категория: Наш опыт работы (статьи) | Добавил: светлячок (27.09.2014) | Автор: Димакова Наталья Георгиевна
Просмотров: 2546 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 ОБЪЯВЛЕНИЯ

Уважаемые родители!

Записывайте детей в кружки и секции по ССЫЛКЕ

 
 РОДИТЕЛЯМ
 ПЕДАГОГАМ
Copyright MyCorp © 2024

Создать бесплатный сайт с uCoz