Ящик ощущений
Задачи: обогащать и уточнять словарь детей названиями предметов, их качеств, свойств; развивать непосредственное общение в игре.
1-й вариант.
Положите в ящик сухой лист, шишку, камень, небольшую игрушку, кусочек картона, ложку и т. п. На ощупь нужно определить, что относится к природным материалам, а что к искусственным.
Вынув предмет, ребёнок должен объяснить свой выбор.
2-й вариант.
В ящике лежат природный материал и «искусственный» предмет. Взрослый предлагает ребёнку, не называя сам предмет, дать его описание. Остальные должны отгадать, о чем идёт речь.
Переезжаем на новую квартиру
Задачи: научить различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, уточнить их названия и активизировать в речи, развивать диалогическую речь, умение внимательно слушать собеседника.
Оборудование: предметные картинки: чашка – стакан, кружка – чашка, маслёнка – сахарница, чайник – кофейник, кастрюля – сковорода, платок – косынка, шляпа – шапка, платье – сарафан, пальто – куртка, носки - гольфы, перчатки – варежки, ранец – портфель, брюки – шорты и т.д.
Правила игры: «Мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я стану упаковывать посуду, а вы мне помогать. Давайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны – многие вещи внешне похожи. Не спутайте кружку с чашкой. Чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку».
Взрослый называет один предмет из пары, например, кофейник. Если ребёнок ошибается и предъявляет чайник. Картинка остаётся у него.
К концу игры у ребёнка не должно остаться ни одной картинки. проигравшим считается тот, у кого на руках остались какие-либо картинки.
Для активизации в речи детей соответствующего словаря взрослый предлагает одному ребёнку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым.
Например, ведущий говорит: «Перчатки». «Варежки», - отвечает партнёр по игре и отдаёт ему свою картинку.
Рекомендуемые источники:
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
- Давайте поиграем./ Н.И. Касабуцкий и др.- М.: Просвещение, 1991.
- Рудик О.С. С детьми играем – речь развиваем. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
- Чего на свете не бывает? Занимательные игры от 3 до 6 лет./ Е.Л. Агаева и др. – М.: Просвещение, 1991.
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи
|