На речь влияет обычно лишь тугоухость на оба уха, при наличии одного здорового уха речь не страдает, за исключением детей от 2 до 5-6 лет, умственноотсталых, у которых даже при незначительном недостатке слуха речь развивается с некоторыми затруднениями и ошибками. Значительная тугоухость надолго задерживает период формирования полноценной детской речи. тугоухие плохо слышат не только речь окружающих, но и свою собственную, а следовательно, не могут контролировать слухом своё произношение.
В зависимости от степени понижения слуха происходит то или иное искажение речи.
Менее страдают звуки, артикуляция которых видна (п, б, м, ф, в), а также гласные звуки, особенно ударные.
У тугоухих наблюдаются искажения, пропуск, замена, иногда перестановка звуков. При этом из слов чаще выпадают безударные слоги и согласные звуки при стечении их.
Типичным является смешение звонких звуков с глухими, шипящих со свистящими, твёрдых с мягкими, нередко с, з, ст, д, тск.
Кроме того, смешиваются слова, сходные по слоговому ритму, или слова, отличные только некоторыми звуками (пуговица – путается, пилка – вилка).
Речь своеобразно осмысляется: «кукла большая» вместо «плохая». Тугоухий ребёнок, как видно, стремится увязать слова по их смыслу, причём чаще заменяет слова менее употребительные в детской жизни более употребительными.
Перечисленные фонетические недостатки отличаются неустойчивостью, напоминающей подобные явления в речи нормальных маленьких детей, хотя причина её другая. Из-за плохой слышимости безударных окончаний тугоухие нередко недоговаривают слова, что ведёт к путанице падежей и других форм языка. Речь у тугоухих аграмматична.
Структура некоторых слов изменяется настолько, что они становятся неузнаваемыми. К тому же речь тугоухих монотонная и глухая, так как они не улавливают её интонации.
Тугоухий ребёнок плохо понимает нашу речь не только потому, что недостаточно слышит, но и потому, что у него речь слабо развита, нарушено нормальное общение с окружающими. Поэтому он не может так хорошо анализировать содержание слышанного, как его нормально слышащий сверстник. Такая недостаточность снижает возможности лучшего использования неполноценного слуха.
Рекомендованные и использованные источники:
1. Хватцев Е.М. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. Пособие для студентов пединститутов, методистов и воспитателей детских садов.- М.: ГУПИ Минпросвещения РСФСР – 1961 г. |