С тугоухими детьми полезно проводить такие игры (глаза у ребёнка закрыты):
- «Где звонили?» Ребёнок указывает место.
- «Находка». По усилению и ослаблению звука колокольчика, рожка и т.п. ребёнок отыскивает спрятавшегося товарища или названный скрытый предмет.
- «Угадай, кто позвонил?» Указывает по месту в круге.
- «Колокольчик». Дети сидят кружком, один из них ходит вне круга, звонит в колокольчик и затем осторожно кладёт его позади кого-либо. Кто первый укажет, за кем лежит колокольчик, то становится ведущим.
- «Угадай, что делают?» Взрослый перелистывает книгу, стучит по столу, по стеклу и т.д.
- «Улитка». Ребёнок отгадывает говорящего по голосу: «Улитка, улитка, высунь рога, дам тебе я пирога»
- «Жмурки». Ловят товарища по звуку колокольчика.
- «Кто умеет слушать?» Дети отгадывают, чем издаются звуки (стук карандаша, звуки музыкальных инструментов), или находят издающие звук предметы.
- «Кто кричал?» Дети по голосу находят игрушки: собаку, кошку и т.д.
- «Сказка». Хорошо, рассказывая сказку, в соответствующих местах, наиболее интересных, захватывающих детей, ослаблять голос до шёпота.
- «Речевое лото» на развитие фонематического слуха (кот-рот-крот, мяч –мак)
- «Поспешишь – людей насмешишь». Ребёнку предлагается указывать разложенные на столе сходные по названию предметы или картинки: «Где миска? Где мишка?»
- «Слушай - не зевай». Дети слушают рассказ, сказку и, услышав заранее указанное слово, или встают, или повторяют его.
Полезны пение, музыка (восприятие и исполнение), слушание детских радиопередач.
Приведённые игры и занятия ценны в смысле развития слуха и слухового внимания и для нормально слышащих детей, поэтому их можно проводить фронтально, обращая особенное внимание на тугоухих.
Рекомендованные и использованные источники:
1. Хватцев Е.М. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. Пособие для студентов пединститутов, методистов и воспитателей детских садов.- М.: ГУПИ Минпросвещения РСФСР – 1961 г. |