Сорокина И.Н., учитель-логопед
Основы здоровья и гармоничного развития, конечно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма.
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики пальцев рук благотворно сказывается на речи ребёнка. У ребёнка с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе плохая координация мелкой моторики.
Последовательно и ежедневно развивать мелкую моторику пальцев рук необходимо с самого раннего возраста. С первых недель жизни лучшей тренировкой мелкой моторики для малыша будет массаж кистей, который можно выполнять с песенками, прибаутками, взрослый при этом стимулирует его речевую активность. Массаж не должен вызывать у ребёнка неприятных ощущений. Целесообразно использовать следующие его приёмы: поглаживание, лёгкое растирание и вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья, в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, а в завершении двумя руками вместе. Необходимо следить за правильной постановкой кисти ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, чёткими. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук но и губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.
Для оздоровительного воздействия на организм ребёнка каждого пальца нужно помочь ему координированно и ловко ими манипулировать. Необходимо обращать внимание на овладение ребёнком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Если в 4 года он не умеет доносить в пригоршнях воду до лица, значит, у него отстаёт в развитии мелкая мускулатура.
Помимо массажа также можно использовать пальчиковые игры или пальчиковую гимнастику. Крайне важно, чтобы последняя проходила в игровой атмосфере радостного общения. Оптимально использование в ходе игры стихов, потешек, прибауток – любого фольклорного материала.
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная рекомендуется как предварительный этап перед активной детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной гимнастики – пальчиковым играм. Важно помнить, что малыш до 2 лет может воспринимать пальчиковые игры от 1 до 3 минут. Сложность их должна выбираться родителями в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка. Чтобы пальчиковая гимнастика была максимально интересной, приятной и в то же время эффективной, нужно стараться строить игру поэтапно:
1. для начала взрослый должен продемонстрировать игру ребёнку сам;
2. показать движения, манипулируя пальцами и кистью ребёнка;
3. попытаться вместе с ребёнком выполнить движения одновременно, по мере необходимости помогая малышу;
4. попросить ребёнка выполнить движения самостоятельно во время проговаривания текста взрослым (возможно, до того момента, как ребёнок сможет самостоятельно выполнить движения и проговорить текст, потребуется пара дней);
5. всегда хвалите ребёнка, даже если у него пока получается плохо и неуклюже!
Именно от взрослого зависит, насколько ребёнку понравится гимнастика. Постепенно игры перерастают в жизненно необходимые навыки, укрепляют пальчики рук малыша, делают их «послушными», «умными» и вместе с тем доставляют огромную пользу его речевому развитию, но самое главное – способствуют дальнейшему развитию дружественных отношений с ребёнком.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
1. Богданова О.Н. Учусь говорить правильно. Уникальная логопедическая программа для занятий с детьми дома и в детском саду. М.; СПб.; Владимир, 2009.
2. Краузе Е.Н. Логопедия для детей раннего и младшего возраста. М., 2010.
3. Красикова И.С. Детский массаж. От 3 до 7 лет. М., 2003.
4. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. М.,1973.
|