Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
184430 Мурманская обл., Печенгский район, г. Заполярный, ул. Крупской 10а, тел. 8(81554)3-89-72, 8(81554)3-98-21, e-mail: dsvetlyachok69@mail.ru
Воскресенье, 28.04.2024, 18:01
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 6"
 
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
 ИНФОРМАЦИЯ 
 ЛОГОПУНКТ ДОУ
 Спутник

мы ещё и в






Главная » Статьи » Родителям » Логопедический чемоданчик

Развитие выразительности речи как средства выражения своих мыслей и чувств

«Выразительность речи -  умение внятно, убедительно, и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя» Рождественский Н.С.

От чего зависит «выразительность речи»?

Большую роль в речи играет интонация, усиливающая значение слова. Иногда с её помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово.

Выразительность речи зависит от правильного дыхания, звучного голоса, чёткой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания и т.д.

Темп речи – действенное средство её художественной выразительности. Использование разнообразных оттенков, придаёт речи особую динамику, живость, богатство выразительного звучания. Если произносимая речь будет иметь один и тот же размеренно звучащий темп, она поблекнет, станет безжизненной.

Упражнение в умении изменять темп речи. Определить, в каком темпе нужно прочесть стихотворение, прочитать в выбранном темпе (в среднем, быстром, медленном, чередующемся).

Ходит кот по лавке –

Мягонькие лапки,

Ушки пушисты,

Глазки золотисты.

 

Очень медленны движенья,

И «походка» как скольженье,

В дом свой прячется от страха,

Хвост поджавши, черепаха ( В. Талызин)

 

С горки мчится паровоз

Без трубы и без колёс,

С паровозом – три вагона:

Михаил и два Антона. (О.и К. Соловьёвы)

 

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом!

Всё быстрей, быстрей бегом,

Карусель кругом, кругом!

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите.

 

Ритм речи

Ритмом называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости речи. Наиболее ощутимо выражение ритма в стихотворной речи, особенно при чередовании ударных и безударных слогов в определённом порядке, через соизмеримые промежутки времени. Ритм ощущается только в единстве с содержанием. Он переплетается с интонационным строением стиха.

Ритм речи требует не однообразия в длительности пауз, а выразительного их разнообразия. Это также относится и к декламированию стихов. Стихи прозвучат лучше, если читать их, подчёркивая размер и делая регулярные паузы в конце строф.

Проза в большей степени, чем стихи, должна обладать ритмом логически связанной мысли. Слушателю нужна не «красота» звучания, а ясность, доходчивость смысла. Ребёнок, когда читает стихотворение или прозу, должен чувствовать ритм, отвечающий содержанию речи, и стараться определить, где сделать короткую паузу, а где остановиться перед решающим словом или фразой, чтобы создать нужное впечатление.

Умение изменять ритм речи

  1. Игра «Узнай фразу (стих, песню)». Послушай, я произнесу две фразы без слов, с помощью слогов та-та-та или простучу. Узнай, какая фраза произнесена первой, какая второй.

Много снега – много хлеба.

От топота копыт пыль по полю летит.

  1. Игра «Прохлопай стих без слов»
  2. Игра «Поймай рифму» Закончи предложение, вставь пропущенное слово

Кто с хвостом своим играет,

Остры когти убирает,

Отдыхает у окошка

И мурлычет нежно… (кошка)

 

Высота, сила голоса

Голос – важная речевая характеристика, которая либо способствует активному общению, либо затрудняет его.

Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно прямо и мгновенно передаёт эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим.

Особенности психологического, технического, коммуникативного восприятия голоса зависят от таких качеств, как чистота дикции. Звучность, диапазон, гибкость, адаптивность, помехоустойчивость, суггестивность.

Звучность голоса создаёт так называемую благозвучность речи, т.е. чистый, ясный по тембру ( не хриплый, не гнусавый, не пришепетывающий), что тесно связано с дикцией. Хрипы, различные шумы появляются в голосе от недостаточно правильного владения речевым аппаратом, плохой постановки речевого дыхания. Воздушная струя, образующая звук, должна проходить через органы речи свободно, не встречая преград, это делает голос ясным и чистым.

Широта диапазона должна проявляться на фоне среднего, нейтрального уровня всех голосовых характеристик.  Именно на среднем уровне надо постоянно удерживать и высоту, и громкость, и тембр голоса, лишь в нужных местах повышая или понижая его.

Человек с узким диапазоном голоса говорит монотонно, его речь усыпляет, его смысл воспринимается с трудом и напряжением, он превращается как бы в единый, нечленимый поток мыслей, растворяется в нечленимом потоке звуков.

Широкий диапазон голоса предполагает владение как самыми тихими тонами, так и самыми громкими. Однако постоянно слишком тихий голос создаёт неудобства в восприятии речи, может выражать неуверенность, слишком форсированный, громкий утомляет и тоже неудобен для восприятия. Часто старшие дошкольники отвечают тихо, ниже средней силы своего голоса. Следует добиваться нормального звучания голоса при чтении и высказываниях. Оптимален голос средней силы и высоты, так как его легко можно понизить и повысить, сделать тихим и громким.

Обычно дети плохо знают среднее звучание своего голоса. Им нужно помочь осознать его. Это можно сделать так: ребёнка просят тихо прочесть четверостишие, затем ещё тише, потом шёпотом. Но так, чтобы было слышно всем, потом прочитать тоже самое, но громко, ещё громче, и только в завершение так, как «хочется голосу» ребёнка. Пробуя и сравнивая речь разной громкости, ребёнок находит среднее звучание своего голоса.

В голосе различают высоту (звуковысотность). Если прислушаться к речи окружающих и своей собственной, можно заметить движение голоса по звукам разной высоты. От основного тона голос отклоняется вверх, вниз, устанавливается на среднем уровне (регистр), снова повышается, падает, но не в беспорядке, а по определённым законам, образуя мелодику речи. Способность голоса переходить от высоких звуков к средним называется гибкостью голоса.  

Умение изменять высоту голоса

  1. «Звуковая лесенка». Назови дни недели (посчитать от 1 до 5-10) разным по высоте голосом так, чтобы первое слово было произнесено высоко, второе ниже и наоборот.
  2. «Расскажи сказку», используя разную высоту голоса. Расскажи отрывок из сказки от лица каждого героя, изобразив голосом, как говорит каждый герой. (Сказки «Теремок», «Три медведя», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят»)

Умение изменять силу голоса

  1. Произнести автоматизированные ряды слов с разной силой голоса (тихий, средний, громкий и наоборот). Назови дни недели (посчитать от 1 до 5-10) разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче и наоборот.
  2. Прочитать стихотворение , изменяя голос по контексту. Послушай стих и подумай, где нужно изменить силу голоса: где шёпотом, где тихо, а где громко.

Гром грохочет – бух, трах!

Словно горы рушит.

Тишина в испуге – Ах! –

Затыкает уши. ( А. Чилыгин)

 

Ударение в речи

Слоговое ударение

Ударение – один из важнейших признаков слова как звукового явления. Чувствительность к ударению, ударному слогу в слове – очень важный раздел в обучении детей.

В русском языке ударение является разноместным, т.е. оно может падать на любой слог, например, книга, Василий, земля и т.д.

Ударение играет смыслоразличительную роль: замок ( на двери) и замок (дворец).

Русское ударение подвижно. Это важно знать при различении грамматических форм, например: нет стены и высокие стены.

Силовой характер ударения в русском языке определяет напряжённость артикуляции и длительность звучания ударных слогов по сравнению с безударными.

Определение ударного слога вызывает трудности у старших дошкольников.

Умение выделять ударный слог в слове

  1. Отхлопать слова, ударный слог – громкий хлопок, безударный – негромкий. Прохлопай слово, утрированно выделяя ударный слог (парта, окно, стол, Наташа, Лена, карандаш).
  2. Подобрать слова, картинки, под заданные схемы: х-Х, х-х-Х, х-Х-х, Х-х-х.

Логическое ударение

Логическое ударение – наиболее существенное выделение слова, с точки зрения ситуации речи, средство передачи смысловых отношений между словами. К.С. Станиславский называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое главное слово в предложении.

Есть четыре способа выделить слово.

  1. Более медленным произношением.
  2. Усилением голоса
  3. Изменением высоты голоса.
  4. Паузой перед словом (а иногда и после него)

Часто в речи используется не один способ выделения слова, а одновременно несколько  способов.

В большинстве случаев слово во фразе не столько ударяется, сколько именно выделяется.

Основной способ определения логического ударения заключается в осмыслении контекста, являющемся общепризнанным толкователем значений.

Умение пользоваться логическим ударением

  1. Прослушай предложение и выдели голосом главное слово.
  2. Сделай ударение на заданном слове во фразе. (обратить внимание на то, как меняется основная высказываемая мысль (с. 24)
  3. играет в саду с куклой.

(Играет девочка, а не мальчик)

Девочка играет в саду с куклой

(Не просто унесла её туда)

Девочка играет в саду с куклой

(А не в лесу.)

Девочка играет в саду с куклой

(А не с другой игрушкой.)

  1. Расскажи стихотворение, выделяя главные слова:

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты. (А Плещеев)

Интонационная выразительность

Интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания.

Интонация – явление сложное, целостное. В интонации выделяются следующие компоненты: сила голоса (громкость, логическое ударение), пауза, темп, и ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр. Именно интонация фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С её помощью предложениям придаётся значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость…), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость…).

Из всего вышесказанного следует, что интонационные структуры не являются чем-то врождённым, так как их возникновение и развитие обусловлены при непосредственном эмоциональном общении, а формирование его средств начинается с эмоциональной интонации.

Сформированность интонационной выразительности речи.

  1. Произнести предложение с повествовательной интонацией (произнеси предложение с радостью, с восторгом; с удивлением, сомнением).

Мы любим школу.

  1. Произнести фразу с различной эмоциональной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, сердечно, ласково).

Мы поедем на экскурсию.

  1. Подумай, с какой интонацией нужно прочитать этот стих.

 

Приехали! Приехали!

Родители приехали!

С конфетами, с орехами

Родители приехали! (А. Барто)

 

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо плачет тёмный лес. (Н. Некрасов)

 

Я под краном руки мыла,

А лицо помыть забыла.

Увидал меня Трезор,

Зарычал: «Какой позор!» (Г. Ладонщиков)

 

Тронь её нечаянно –

Сразу – караул!

«Ольга Николаевна!

Он меня толкнул!» (А.Барто)

 

Диагностика культуры устной речи

  1. Умение регулировать силу голоса.
  2. Умение регулировать темп речи.
  3. Интонационная выразительность (виды интонации)
  4. Наличие логических пауз, ударений.
  5. Манера держаться, пользоваться жестами, мимикой
  6. Умение выделять ударный слог
  7. Наличие чувства ритма.

Список использованной и рекомендуемой литературы

Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М., 1998.

Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. М., 1977.

Горбушкина Л.А.,Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. М., 1985.

Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. М., 1970.

Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.

Категория: Логопедический чемоданчик | Добавил: INV (12.12.2016) | Автор: Сорокина И.Н. E
Просмотров: 32944 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 ОБЪЯВЛЕНИЯ

Уважаемые родители!

Записывайте детей в кружки и секции по ССЫЛКЕ

 
 РОДИТЕЛЯМ
 ПЕДАГОГАМ
Copyright MyCorp © 2024

Создать бесплатный сайт с uCoz