Фонематическое восприятие и фонематический слух являются важными компонентами в развитии речи и овладении основами родного языка. Одним из методов разностороннего развития детей можно считать использование театрально-игровых приёмов.
Узкий и скудный речевой опыт, незрелость процессов памяти и восприятия у дошкольников требуют совпадения трёх компонентов воспринимаемой речи: интонационного, фонематического и лексического.
Для развития фонематического восприятия можно проводить игру «Волшебный телефон».
Задача игры развивать умение различать на слух с опорой на зрительный элемент восприятия слова, произносимые в различном темпе (быстро, медленно) и с различной силой голоса (громко, тихо).
Ребёнок становится «волшебным телефоном», который будет передавать сообщение. Взрослые садятся на стулья в разных сторонах комнаты («фея» и «гость»). Сообщение для «феи» «гость» придумывает самостоятельно, в зависимости от речевых возможностей ребёнка, например: пришли зайчата и принесли ромашки. Передачу сообщения «фея» не должна слышать.
Взрослый:
У феи, у чудесницы
Сегодня день рожденья
Мы принесли для феи
Баночку варенья.
Но замок так велик,
Мы фею не найдём…
Волшебный телефон,
Скажи ей, что мы ждём!
Ребёнок, исполняющий роль «волшебного телефона» подходит к «фее» и передаёт сообщение так громко и чётко, чтобы «фея» услышала его, при этом сохраняя интонацию (радость, грусть, злость, удивление, восхищение) и скорость передачи сообщения (быстро, медленно, с чередованием темпа речи). «Фея» повторяет сообщение, если всё правильно, меняются ролями, и игра продолжается.
Рекомендуемые источники:
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
- Давайте поиграем./ Н.И. Касабуцкий и др.- М.: Просвещение, 1991.
- Рудик О.С. С детьми играем – речь развиваем. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
- Чего на свете не бывает? Занимательные игры от 3 до 6 лет./ Е.Л. Агаева и др. – М.: Просвещение, 1991.
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи
|