Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
184430 Мурманская обл., Печенгский район, г. Заполярный, ул. Крупской 10а, тел. 8(81554)3-89-72, 8(81554)3-98-21, e-mail: dsvetlyachok69@mail.ru
Суббота, 20.04.2024, 02:27
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 6"
 
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
 ИНФОРМАЦИЯ 
 ЛОГОПУНКТ ДОУ
 Спутник

мы ещё и в






Главная » Статьи » Родителям » Логопедический чемоданчик

С детьми играем – речевые нарушения исправляем

В трудах отечественных учёных Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др. отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребёнка, - одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Особое значение игра приобретает в коррекционном процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку на ряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, имеющая две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребёнок, не усвоив материала, не смог достичь игровой цели.

В ходе игры создаются такие условия, в которых ребёнок получает возможность действовать самостоятельно в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для ребёнка, имеющего речевые нарушения, у которого опыт действий с предметами значительно обеднён, не зафиксирован и не обобщён.

Ранний и дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности. Дошкольник, познавая мир, совершает поисковые способы ориентировки, т.е. ведущее место на ранних этапах развития занимает метод проб и ошибок, который в дальнейшем сменяется перцептивными способами – примериванием и зрительной ориентировкой. Метод проб как поисковый основан на том, что ребёнок фиксирует правильные действия и игнорирует ошибочные варианты. Метод проб является практической ориентировкой, однако он подготавливает ребёнка к ориентировке, происходящей во внутреннем плане, т.е. перцептивной.

Игры и упражнения, в которых дети действуют с помощью проб и примеривания, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.

Для полноценного психического развития ребёнка мало научить его правильно воспринимать окружающий мир, необходимо закрепить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления. Этого можно добиться, предлагая ребёнку вспомнить через некоторый промежуток времени тот или иной предмет, его свойства. Однако по- настоящему чёткими и подвижными представления становятся, только когда они соединяются со словом-названием данного предмета (качество, признак, действие). Такое слово может вызвать в памяти знакомое представление в любое время. Это и составляет важную часть коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, у которых зрительные образы существуют отдельно от слова, а слово - вне связи со зрительным образом. Поэтому трудно переоценить значение правильной организации игр и упражнений, направленных на соединение образа восприятия со словом, что в дальнейшем влияет на формирование представлений и полноценной речи.

Важный аспект в психическом развитии ребёнка – формирование мышления. Правильная и своевременная организация работы по формированию всех его видов приобретает особое значение, так как прослеживается прямая связь между развитием мышления и речи. В играх, способствующих формированию мышления, выделяются два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и логическому.

Несомненно, успешному проведению дидактических игр и упражнений способствует умелое руководство ими. Важное условие в этом деле – эмоциональная сторона игры. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызвать у ребёнка положительное отношение к игре. Здесь не обойтись без доброжелательности, благодаря которой и проявляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребёнка действовать вместе со взрослым и добиваться положительного результата.

Важное условие результативного использования дидактических игр и упражнений в обучении – соблюдение последовательности в подборе дидактических игр и упражнений. Прежде всего должны учитываться дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность повторения заданий.

Большое значение в коррекционной работе имеет проведение дидактических игр и упражнений, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребёнку ориентироваться в окружающем пространстве, создаёт возможность действовать по словесному сигналу. Игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи.

Рекомендуемые источники:

  1. Бондаренко А.К. дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Давайте поиграем./ Н.И. Касабуцкий и др.- М.: Просвещение, 1991.
  3. Рудик О.С. С детьми играем – речь развиваем. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  4. Чего на свете не бывает? Занимательные игры от 3 до 6 лет./ Е.Л. Агаева и др. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи
Категория: Логопедический чемоданчик | Добавил: INV (21.05.2018) | Автор: Сорокина И.Н. E
Просмотров: 410 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 ОБЪЯВЛЕНИЯ

Уважаемые родители!

Записывайте детей в кружки и секции по ССЫЛКЕ

 
 РОДИТЕЛЯМ
 ПЕДАГОГАМ
Copyright MyCorp © 2024

Создать бесплатный сайт с uCoz