Сорокина И.Н., учитель-логопед
Для того чтобы своевременно заметить отклонения от нормы в речевом развитии ребёнка, нужно хотя бы в самых общих чертах представлять себе эту норму.
Начнём с самых первых проявлений.
Новорожденный ребёнок может издавать только крик.
На 2-м месяце появляется гуление (агукание).
На 3-4-м месяце гуление переходит в лепет. Сначала непроизвольное повторение звуков лепета осуществляется на основе самоподражания, но с 5 месяцев наблюдается уже неосознанное повторение звуков и вслед за окружающими людьми.
К 6 месяцам он начинает подражательно повторять и накапливать отдельные слоги (типа ПА-ПА-ПА), которые в результате многократного повторения закрепляются.
В лепете детей второго полугодия жизни представлено до 15 гласных и 76 согласных звуков. Однако к году, ко времени появления у ребёнка 1-х слов, почти все приобретённые в период лепета исчезают, и он вынужден как бы заново и нередко с большим трудом вновь овладевать правильным звукопроизношением.
К году приобретения состоят в следующем:
- развиваются внимание к человеческой речи и начатки понимания её;
- возникает потребность в речевом общении с окружающими людьми;
- развивается память на слова;
- формируется способность к различению речевых звуков на слух;
- развивается и совершенствуется голосовая функция ребёнка и его артикуляторные возможности.
Развитие собственной речи ребёнка с полутора лет, осуществляется в процессе одновременного овладения им и правильным звукопроизношением, и словарным запасом, и грамматическими нормами.
Становление звукопроизношения у детей охватывает в среднем от года до 5-6 лет. При этом звуки речи усваиваются не изолированно, а в составе целых слов, звуковая структура которых по мере овладения ребёнком правильным звукопроизношением всё более и более уточняется.
Различение всех звуков речи на слух доступно ребёнку уже с 2-летнего возраста, что и позволяет ему пытаться подражать этим звукам.
К 3-4 годам он способен улавливать на слух акустическое различие между собственным ещё не совершенным произношением звука и произношением его взрослыми людьми, что заставляет его «подтягивать» своё произношение к образцу.
В возрасте от 2 до 3 лет усваивается произношение артикуляторно сравнительно несложных звуков: И, Ы, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.
В возрасте от 3 до 5 лет – более сложных по артикуляции: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ.
В возрасте 5-6 лет – самых сложных по артикуляции звуков – Р и Л.
На этом и заканчивается процесс становления звукопроизношения у детей.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
- Парамонова Л.Г. Логопедия для всех.- М.: ООО «Издательство АСТ», СПб.: «Дельта», 1997.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: изд. АПН РСФСР, 1961
|