Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
184430 Мурманская обл., Печенгский район, г. Заполярный, ул. Крупской 10а, тел. 8(81554)3-89-72, 8(81554)3-98-21, e-mail: dsvetlyachok69@mail.ru
Понедельник, 13.05.2024, 06:32
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 6"
 
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
 ИНФОРМАЦИЯ 
 ЛОГОПУНКТ ДОУ
 Спутник

мы ещё и в






Главная » Статьи » Родителям » Логопедический чемоданчик

Становление речи у детей

Сорокина И.Н., учитель-логопед 

 

Развитие понимания ребёнком речи окружающих начинается в «подготовительный» период (от рождения до года – полутора лет) и значительно опережает развитие его собственной речи. Самые первые проявления понимания выражаются в реагировании ребёнка на человеческий голос.

Так, в конце второй недели жизни он перестаёт плакать, когда с ним начинают разговаривать.

К концу первого месяца на него успокаивающим образом действуют колыбельные песни.

Затем он начинает поворачивать головку в сторону говорящего и вообще «обращать внимание» на речь.

В целом развитие понимания речи происходит в направлении от более общего к более частному. Сначала малыш улавливает лишь общий эмоциональный смысл высказывания, совершенно не понимая при этом значения самих слов. Так, если маленькому ребёнку ласковым тоном говорить неприятные вещи, то он будет радостно улыбаться, а при сказанных сердито даже самых добрых словах расплачется.

У 7-8-месячных детей начинают появляться адекватные реакции на отдельные небольшие фразы, сопровождаемые соответствующей мимикой и жестами (типа «помаши ручкой»).

Около 9-10 месяцев ребёнок начинает понимать значение отдельных слов и поворачивать головку в направлении называемого предмета (например, «Где окно?», «Где папа?»).

Но пока это ситуативное понимание, доступное ребёнку лишь в определённой ситуации (одна и та же комната и знакомые люди). В других ситуациях эти же самые вопросы останутся им не понятыми.

И лишь значительно позднее понимание речи осуществляется на основе учёта ребёнком значения каждого отдельного слова и улавливания грамматической связи между словами.

В целом же развитие понимания речи (в частности, усвоение значений слов) осуществляется по типу условных рефлексов: ребёнок видит перед собой тот или иной предмет и одновременно слышит обозначающее его слово, произносимое взрослым. После нескольких таких повторений между зрительным образом предмета и звуковым образом обозначающего его слова в коре головного мозга образуется («замыкается») условная связь. С этого момента слышимое ребёнком слово будет вызывать у него образ предмета, а вид предмета невольно заставит «вспомнить» его словесное обозначение. Именно поэтому ребёнок становится способным понимать выраженные словами «приказы» и просьбы, позволяющие в дальнейшем взрослым регулировать его поведение при помощи речи (так называемая регулирующая функция речи).

Понимание или непонимание ребёнком грамматических значений слов можно выяснить при помощи специальных заданий.

Так, например, 3-летний ребёнок сможет показать на картинках  (или указать на натуральные предметы), где нарисована ЛОЖКА, а где – ЛОЖКИ, где КЛЮЧ, а где – КЛЮЧИК и пр.

Примерно к 6 годам он понимает, когда его просят показать, скажем, сам КАРАНДАШ, а когда – показать КАРАНДАШОМ какой-то другой предмет. Если ребёнок сможет выполнить как приведённые, так и подобные им другие задания без опоры на «подсказывающий» жест взрослого, на наглядную ситуацию и другие внеречевые средства, то это будет свидетельствовать о достаточно хорошем понимании им именно речи.

(Специалистам приходится очень осторожно относиться к заверениям родителей о том, что их ребёнок «всё понимает», поскольку они обычно не разграничивают истинно речевое понимание от «смешанного», то есть включающего и опору на вспомогательные внеречевые средства. Ведь последний вид «понимания» в значительной степени доступен и домашним животным, вообще не владеющим речью).

 

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех.- М.: ООО «Издательство АСТ», СПб.: «Дельта», 1997.          
  2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: изд. АПН РСФСР, 1961
Категория: Логопедический чемоданчик | Добавил: INV (05.05.2014) | Автор: Сорокина И.Н. E
Просмотров: 493 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 ОБЪЯВЛЕНИЯ

Уважаемые родители!

Записывайте детей в кружки и секции по ССЫЛКЕ

 
 РОДИТЕЛЯМ
 ПЕДАГОГАМ
Copyright MyCorp © 2024

Создать бесплатный сайт с uCoz