Телесный опыт - основа интеллекта и здоровья ребенка
педагог-психолог МБДОУ
детский сад № 6
Димакова Н.Г.
В последнее время многие родители детей раннего и дошкольного возрастов всё больше уделяют внимание не только интеллектуальному развитию ребёнка, но и обогащению его телесного, двигательного опыта.
Значение движения в развитии ребёнка трудно переоценить. Телесные ощущения для ребёнка первостепенны в освоении окружающего мира. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия.
Телесные ощущения позволяют малышу почувствовать своё физическое тело в пространстве и впервые осознать себя как отдельное существо: «Я есть», «Я существую». Благодаря совершенствованию движений развивается и представление ребёнка о себе: «Я умею ползать, ходить, играть в мяч, мыть посуду…», если такие действия подкрепляются взрослыми через поощрение и похвалу.
Телесное развитие ребенка обладает колоссальным потенциалом. С помощью движения испокон веков люди сохраняли, укрепляли и восстанавливали своё физическое и психическое здоровье.
Движения связаны у ребенка с чувством радости, наслаждения от освоения разнообразных действий. Возможность движения, практических действий для ребенка - одно из самых предпочитаемых удовольствий, а также эффективных средств поддержания его интереса практически к любому роду занятий.
При всем богатстве потенциала телесного развития ребенка необходимо еще одно условие, содействующее этому процессу. Имеется в виду соучаствующий взрослый, который эмоционально и физически содействует телесному развитию ребенка. Близкий, значимый для ребенка взрослый охраняет его от вероятных травм, вселяя уверенность в безопасности. Взрослый восхищается успехами ребенка в его телесных упражнениях, чем поддерживает и развивает в нем чувство самоценности. Кроме того, взрослый показывает ребенку путь более успешного овладения необходимым действием, что обеспечивает более эффективное научение. Всё это укрепляет доверие между родителями и ребёнком.
Если ребенок доверяет маме и папе, ему легче говорить о своих трудностях, делиться своими переживаниями. Такой ребёнок легче адаптируется к новым условиям, ему проще дается общение с педагогами и ровесниками, он более успешен в освоении учебных действий и понятий. |