Эмоционально развивающие игры
Подготовила: педагог-психолог Н.Г. Димакова
Лучше осознать чувства окружающих и свои собственные, справиться со своим настроением ребёнку помогут некоторые игры и упражнения.
Изобрази животное
Цель – снятие эмоционального напряжения, раскрепощение, развитие выразительных движений.
Ребёнок и взрослый по очереди изображают какое-либо животное: его походку, движения, голос. Каждый должен узнать животное, которое изображает партнёр.
Иностранец
Цель – раскрепощение, развитие выразительных движений
Представьте, что к вам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете языка, на котором говорит он. Предложите ребёнку пообщаться с ним, показать ему свою комнату, свои игрушки, пригласить пообедать, естественно, всё это без слов.
Домашний фотоальбом
Цель – развитие умения понимать эмоциональные состояния окружающих людей.
Предложите ребёнку просмотреть домашние фотографии. Обсудите, какие люди на них изображены, может быть, кого-то из них ребёнок не знает. Обратите внимание ребёнка на то, какое выражение лица у людей, что они чувствуют, какое у них настроение.
Рисуем эмоции пальцами
Цель – осознание своего эмоционального состояния; коррекция отрицательных эмоций.
Ребёнку предлагается нарисовать свои эмоции пальцами (радость, страх, гнев, удивление…). В данном случае неважно, сюжетным ли будет рисунок. Может быть, ребёнок нарисует какие-нибудь пятна, полосы. Выражая на бумаге отрицательные эмоции, ребёнок постепенно освобождается от них, успокаивается. Нарисованные «гнев», «страх», «обиду» можно разрезать на мелкие кусочки, смять, выкинуть в мусорную корзину,
Волшебный мешочек
Цель – осознание своего эмоционального состояния и освобождение от отрицательных эмоций.
Перед игрой с ребёнком обсуждают, какое у него сейчас настроение, что он чувствует… Затем ребёнку предлагается сложить в «волшебный мешок» все отрицательные эмоции, накопившиеся за день: злость, обиду, грусть… Этот мешок, со всем плохим, что в нём есть, выбрасывается. Хорошо, если взрослый тоже сложит в него свои отрицательные эмоции. Можно использовать ещё один «волшебный мешочек», из которого ребёнок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет.
Дневник настроений
Цель – осознание своего эмоционального состояния, развитие умения выразить его словами.
Заведите вместе с ребёнком дневник его настроений. Введите условные обозначения, например: весёлое, радостное настроение – красный кружок; немножко грустно и хочется помолчать, побыть одному – голубой кружок; обидно и хочется плакать – синий кружок… В течение дня можно делать несколько отметок, если настроение меняется.
Проигрывание ситуаций
Цель – развитие умения осознавать свои и чужие чувства и поступки; развитие социальных навыков.
Для ребёнка будет интересным и полезным обсуждать и разыгрывать различные ситуации, определять чувства героев, обдумывать варианты поступков. Это могут быть ситуации из сказок, детских рассказов, мультфильмов или случаи из реальной жизни. Например: «Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться», «Ты хочешь порисовать, а все карандаши у других ребят из группы», «Ты пришёл на детский праздник, где никого не знаешь». |