Игры для развития памяти
Подготовила педагог-психолог Н.Г. Димакова
В данные игры можно играть вдвоём (взрослый и ребёнок) либо с группой детей.
"Запомни картинки" (Возраст: от 3 лет)
Цель: развитие зрительной памяти.
Взрослый выкладывает перед ребёнком в ряд несколько картинок с изображением знакомых предметов (от 3 до 10 штук). Ребёнка просят их запомнить. Затем картинки убирают, а малыш пытается вспомнить, какие картинки лежали на столе.
"Попугайчик" (Возраст: от 3 лет)
Цель: развитие слуховой памяти.
Ребёнку предлагают послушать слова (от 3 до 5), запомнить их, а затем повторить.
«Картинная галерея» (Возраст: от 5 лет)
Цель: развитие зрительной памяти.
Ребёнку демонстрируют большую картину (пейзаж, портрет, натюрморт, сюжет). Можно при этом прочитать стихи на данную тему. Картину показывают в течение 30 секунд. Затем она убирается. Ребёнку задают вопросы по картине. Например: «Сколько деревьев изображено на картине?», «Что было изображено рядом с домом?» и т.д.
«Штирлиц» (Возраст: от 5 лет)
Цель: развитие зрительной памяти.
Участники игры замирают в разных позах. Один ребёнок – «Штирлиц», запоминает позы и выходит. Игроки делают от 3 до 5 изменений в позах (на всех). «Штирлиц» должен вернуть всё в исходное положение. В награду игроки исполняют его желание.
«Инопланетный язык» (Возраст: 5 – 7 лет)
Цель: развитие слуховой памяти.
Взрослый сообщает, что сегодня он вместе с ребёнком будет запоминать слова, которые произносят инопланетяне. Если хорошо выучить их язык, можно полететь в космос. (В конце игры, изображая космонавтов в невесомости, «летают» по комнате по космическую музыку.)
Взрослый произносит набор различных слогов. Ребёнок должен повторить их. Начинать нужно с 2-3 слогов, постепенно увеличивая их количество.
Например: ко-тан-тя; сып-ну-бук; тыр-гу-да-си; зот-рес-пуш-ным и т.д.
«Запоминалка» (Возраст: от 5 лет)
Цель: развитие смысловой и механической памяти.
Взрослый зачитывает пары слов, которые надо запомнить. Затем кидает мяч ребёнку и называет первое слово. Тот должен назвать второе и бросить мяч обратно.
Смысловая память: Механическая память:
Дом – крыша Часы – окно
Школа – ученик Чашка – туча
Лето – солнце Сосна – кресло
Плита – кастрюля Спина – лампа
Художник – кисть Корова – банка
Поезд – рельсы Ящик – палец
Кино – экран Число – машина
Обложка – книга Корзина – свеча
Перчатка – рука Ветер – радость
«Запомни движение» (Возраст: 6 – 7 лет)
Цель: развитие моторно-слуховой памяти.
Взрослый показывает ребёнку серии движений, состоящие из 3-4 действий. Ребёнок должен запомнить и повторить эти действия по порядку.
Серии движений:
1 – присесть – встать – поднять руки – опустить руки.
2 – поднять руки ладонями вверх – повернуть ладони вниз – опустить руки – вытянуть руки в стороны.
3 – отставить правую ногу вправо – приставить правую ногу – отставить левую ногу влево – приставить левую ногу.
4 – присесть – встать – повернуть голову вправо – повернуть голову прямо.
Вариант: после повторения движений в прямом порядке, ребёнок повторяет их в обратном порядке
«Слушай и исполняй» (Возраст: от 6 лет)
Цель: развитие слуховой памяти.
Взрослый предлагает ребёнку на слух запомнить серии движений, состоящих из 3-4 действий, затем их выполнить.
Серии движений:
1 – присесть – встать – поднять руки – опустить руки.
2 – поднять правую руку вверх, поднять левую руку, опустить обе руки.
3 – повернуть голову направо, прямо, опустить вниз, поднять вверх.
4 – вытянуть правую руку в сторону – опустить её – вытянуть левую руку в сторону – опустить её.
«Я достаю из сундука…» (Возраст: от 5 лет)
Цель: развитие слуховой памяти.
Участники располагаются в ряд или по кругу. Один из игроков говорит: «Я достаю из сундука (например) шарф». Второй участник повторяет слово первого игрока и добавляет своё: «Я достаю из сундука шарф и машинку». Третий участник к предыдущим словам добавляет новое слово и т.д., до последнего игрока.
Для развития слуховой памяти важно заучивать с ребёнком стихи, небольшие рассказы, сказки. |